• Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Louise  
Индийские народные танцы
Louise Дата: Понедельник, 07-02-2011, 22:48 | Сообщение # 1 |

You Rock My World
Репутация:
Награды:
Сообщения:
4214
Из:
Москва
http://www.saraswaty.ru/folk_indian_dance.shtml:

ОТЛИЧИЕ НАРОДНЫХ ТАНЦЕВ ОТ КЛАССИЧЕСКИХ
Издревле по Индии ходили бродячие артисты. Они танцевали, пели и устраивали представления, в которых рассказывалось о жизни людей и богов. Их приглашали для участия в мистериях при храмах. Постепенно часть из танцоров осталась при храмах, и в своих танцах они рассказывали о деяниях богов. Движения этих танцев были канонизированы. Существуют древние трактаты о танцах, в которых зафиксированы танцевальные традиции. Однако в разных регионах стили классических танцев сильно отличаются. На юге – танцуют Бхарат-натьям, на востоке – Одисси, на севере – Катхак.

Движения народных танцев канонизированы не были и они не имеют зафиксированных письменных традиций.

РАЗЛИЧИЕ ПО РЕГИОНАМ
Индия большая страна и в ней живет большое количество этнических и лингвистических групп. В этой стране встречается огромное разнообразие и богатство народной музыки и танцев. В каждом штате танцуют народные танцы. У каждого танца свой характер, свой костюм. Танцы северных штатов очень сильно отличаются от танцев юга

ОТЛИЧИЯ В ПРЕДЕЛАХ ОДНОГО ШТАТА
Танцы могут претерпевать довольно сильные изменения и в рамках одного штата, что хорошо заметно, если двигаться с севера на юг или с запада на восток. В каждой деревне говор несколько отличается, а если сравнивать язык деревень, находящихся друг от друга на довольно большом расстоянии, то это уже может быть новый диалект. Также могут различаться и танцы. Даже у отдельной деревеньки может быть свой собственный вид танца, как, например, танец Тера Тали общины Камад в Раджастане, который вдохновенно исполняется местными жителями.

На танцы может оказывать влияние близость соседних штатов и влияние их танцевальной культуры. Во многих народных танцах можно обнаружить тот или иной элемент, перенятый из классических танцев, исполняемый в данном штате.

КОСТЮМЫ
На севере и северо-западе одни костюмы, а на северо-востоке совсем другие. Самой популярной одеждой в Индии является Сари. По расцветке и манере одевать сари иногда можно определить, из какого штата приехала его обладательница. Так, например, в центральной Индии в штате Махараштра женщины одевают сари так, что получаются широкие штаны, а в Западной Бенгалии традиционно свободный конец сари превращается в капюшон.

На костюм северных и северо-западных штатов довольно сильное влияние оказало мусульманская культура. Сари здесь носят значительно реже, чем в других регионах Индии, а наиболее популярным видом одежды является шальвар камиз – платье, штаны и покрывало, закрывающее грудь и голову.

Украшения в разных регионах Индии тоже различаются. На юге носят преимущественно золотые украшения, а на востоке (особенно в Ориссе) – серебряные.

КОГДА ТАНЦУЮТ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ
Народные танцы тесно связаны с событиями жизненного цикла, с явлениями природы. Рождение, свадьба, окончание сбора урожая – вот важнейшие события, сопровождающиеся исполнением танцев. Религиозная тематика в народных танцах встречается значительно реже, чем в классически. Единственным часто используемым в народных танцах религиозным сюжетом являются игры Кришны с пастушками.

Танцевать в Индии умеют и любят. Многие индийцы в детстве обучаются какому-нибудь стилю классического танца или игре на музыкальных инструментах, а народные танцы танцуют практически все. Трудно представить себе женщину из штата Гуджарат, которая бы не умела танцевать национальный танец с палочками, а зажигательную Бхангру танцуют не только пенджабцы, но и большинство индийцев северной Индии.

Народные танцы в Индии тесно связаны с повседневной жизнью и больше направлены на выражение духа коллектива и продолжение традиций, чем на изящное и виртуозное исполнение.

МОГУТ ЛИ РУССКИЕ ТАНЦЕВАТЬ ИНДИЙСКИЕ ТАНЦЫ
Да, большинство индийцев умеет танцевать свои национальные танцы, и с удовольствием делают это на праздниках, но в Индии почти нет профессиональных коллективов, исполняющих фольклорные танцы на сцене, поэтому на праздниках в деревнях исполняют произвольный набор движений, а танцев с определенной хореографией фактически нет.

Когда в 1989 г. наш коллектив впервые поехал на гастроли в Индию по приглашению университета им. Дж. Неру, мы естественно очень волновались, как индийцы воспримут свои фольклорные танцы в исполнении иностранцев. К нашему удивлению, им очень понравилось. Оказалось, что мы смогли передать особый национальный характер каждого танца, а, кроме того, индийцам понравились свои собственные фольклорные танцы, но поставленные для сцены.

А теперь расскажем о народных танцах Индии, исполняемых коллективом.

ХОЛИ
Один из самых веселых праздников в Индии – это весенний праздник Холи.

Юноши и девушки мажут друг друга яркой пудрой, обрызгивают подкрашенной водой, организуются красочные шествия.

Существует несколько легенд, связанных с происхождением праздника Холи.

По одной из них название Холи произошло от имени демоницы Холики. Прахлада - сын злого царя, поклонялся Вишну, и ничто не могло разубедить его в этом, тогда сестра царя демоница Холика, которая, как считалось не горит в огне, уговорила Прахладу взойти на костер во имя Бога. К всеобщему изумлению Холика сгорела, а Прохлада, спасенный Вишну, вышел невредимым. В память об этих событиях накануне праздника Холи сжигают чучело злой Холики. Холи – праздник весны – обычно он приходится на март-апрель, время, когда сожгли злую Холику.

Кроме того, праздник Холи связывают с историей о том, как Шива испепелил своим третьим глазом бога любви Каму, после чего Кама остался бестелесным, но по просьбе жены Шивы Парвати и жены Камы богини Рати Шива вернул Каме тело на 3 месяца в году.

Когда Кама обретает тело, все вокруг расцветает и, счастливые люди празднуют самый веселый праздник любви.

Праздник Холи также часто связывают с именем Кришны и его играми с пастушками.

Заигрывания молодого человека и девушки во время праздника холи – излюбленная тема для танца. Юноша выманивает девушку, отвлекает ее, она засматривается на что-нибудь, а он в этот момент перемазывает ее цветной пудрой или обливает подкрашенной водой. Девушка обижается, он просит прощения (характерный жест – берется за мочки ушей). Она его прощает и тоже обливает его цветной водой.

ТАНЕЦ СО СВЕЧАМИ
Во многих районах Индии танцуют танец со свечами или светильниками.

Огонь издревле считался на востоке священным. По поверьям, он приносит очищение. Раз в году в Индии празднуется Праздник огней, когда силы добра побеждают зло. Символом победы и очищения является огонь. Поэтому в заключение концертов в Индии любят танцевать танец со свечами. Пластика этого танца завораживает. В движениях рук можно узнать укачивание ребенка, сбор и посадку риса, или девушку, смотрящуюся в зеркало.

БЕНГАЛИЯ
На северо-востоке Индии, к северу от Ориссы расположена Западная Бенгалия - единственный штат в Индии, протянувшийся от Бенгальского Залива до Гималаев. Столица этого штата – Калькутта.

Поскольку Орисса и Бенгалия расположены рядом, то взаимовлияние их культур выражено очень сильно. Так, например, танцы с масками в Бенгалии очень сходны с танцами Чхау из Ориссы. Эти танцы считаются полуклассическими. В масках разыгрывают сцены из легенд и преданий.

Есть в Бенгалии и просто народные танцы, которые танцуют в деревнях.

Имя индийского поэта Робиндраната Тагора широко известно, однако не все за пределами Индии знают, что Тагор был бенгальцем, и совсем немногим известно, что Тагор был не только поэтом и прозаиком, но и писал музыку.

Робиндранат Тагор получил очень хорошее европейское образование. В мелодиях, написанных им, соединились индийская и европейская музыкальные традиции.

Ко многим своим стихотворениям он написал и музыку – так родился особый стиль песен, названный по имени их создателя – Робиндро Шонгит. Его песни о природе, о взаимоотношении человека и божества (пантеистические песни).

Мелодика этих песен очень похожа на бенгальскую, но размер часто вальсовый (3/4). Нет типичных индийских ритмов и размытых тонов – то есть, прослеживается европейской влияние. Песни Робиндро часто используются в Бенгалии как основа для танца. Эти танцы исполняются в классических бенгальских сари – желтых с красной каймой.

Песни Тагора, хотя и написаны европеизированным стилем, но это один из характерных видов традиционных сезонных песен:

После засушливой зимы приходит весна, На причудливо изогнутых голых ветках деревьев появляются гроздья огненных красных и желтых цветов, павлин танцует, распустив хвост, сердце мое сегодня танцует, как павлин, в предчувствии весеннего дождя (весна связана с приходом дождей и с танцем павлина).
При взгляде на покрытое тучами небо, меня охватывает радость, под каплями дождя трепещут молодые деревья, гроздьями опадают цветы жасмина.
Эй, кто там? Это в густой листве дрозд качается на ветке. Небо расцвечено молниями, а река вышла из берегов.

Среди народных бенгальских танцев особого внимания также заслуживает юмористический танец ТОРДЖА –
сценка ссоры молодой жены со старым мужем

УТТАР ПРАДЕШ
На севере Индии наиболее распространен классический стиль танца - катхак и, естественно, он оказал большое влияние на народные танцы в этом регионе, в которых часто встречаются движения из этого стиля.

В репертуаре нашего коллектива есть народный танец штата Уттар-Прадеш, посвященный Кришне:

Звуки флейты Кришны утоляют жажду всех страждущих

Сегодня сбываются все мечты,

Вся вселенная кружится в веселом хороводе.
Кришна играет на флейте так красиво,

что луна и звезды сошли на землю, чтобы послушать его игру,

Кришна играет на берегу реки Ямуны,

Вода реки волнуется и разбивает их отражение на тысячи кусочков,

ГУДЖАРАТ
Как мы уже говорили, народные танцы тесно связаны с событиями жизненного цикла, с явлениями природы. Почти на всем севере Индии после завершения сбора урожая и конца полевых работ. Осенью отмечают праздник, посвященный матери-земле.

Во время этого праздника, который длится 9 дней, каждый вечер на всех дорогах и площадях Северной Индии слышны звуки музыки и ритмичные удары бамбуковых палочек – это местные жители поют и исполняют танец Горбха в честь богини Амбы. В эти же дни принято играть свадьбы.

Горбха – переводится как зародыш. Невесте желают иметь как можно больше детей. В индийских семьях считается, что иметь много детей очень хорошо, т.к. в старости дети будут помогать. Девушка прощается с родителями, уходит в чужой дом. В песне описывается красота невесты, и какой у нее будет хороший дом.

Танец исполняется иногда с палочками, иногда с кувшинами на головах, внутри которых горят светильники. По бокам кувшина сделаны отверстия, через которые виден свет светильников, олицетворяющих зародыш в чреве матери.

В репертуаре нашего коллектива есть несколько танцев с палочками штата Гуджарат. Горбха – это нежный женский танец и танцуют его в сари, более активный танец с палочками – дандиа расс, иногда бывает парный, иногда женский и танцуют его почти в таких же костюмах, что и в Уттар Прадеш (в широких ярких юбках, покрывалах на голове и кофточках). Существует легенда, что этот танец исполняли пастушки, сопровождавшие Кришну.

РАДЖАСТАН
Раджастан – пустынный штат. Больше половины его территории занимает пустыня Тар. Из-за недостатка воды растительность здесь крайне скудная.

Жизнерадостные индианки как бы компенсируют недостаточное богатство красок природы яркостью своих костюмов. Широкие юбки и покрывала обязательно расшиты блестящими на солнце нитками или зеркальцами. Руки украшают многочисленные браслеты.

Танцы в Раджастане игривые, веселые. Сюжеты обычно не религиозные, а связаны с сезонными работами или праздниками.

В общине Камад в Раджастане есть свой собственный очень своеобразный танец ТЕРА ТАЛИ. Он исполняется двумя или тремя женщинами, сидящими на земле. Металлические тарелочки привязываются к разным частям тела, в основном к ногам, и танцовщица ловко попадает по ним другими тарелочками, которые она раскручивает в руках, создавая определенный ритм. В зубах исполнительница держит маленький меч, а на голове у нее стоит кувшин. Научиться этому танцу довольно сложно, и обучение бывает очень продолжительным.

Мы танцуем раджастанский танец о весне, о празднике Холи, о любви:

Павлин танцует, распушив хвост
Юноши и девушки смешивают в чане с водой краски и смотрят, что получилось
Они наполняют брызгалки и обливают друг друга
Берут цветные порошки и высыпают их друг на друга
Девушка прихорашивается (красит губы, щеки, глаза, одевает красивую курту)
Наша любовь так сильна, и мы связаны подобно линиям судьбы,
Нас не разлучить ни на земле, ни на небе.

МАХАРАШТРА
На западе Индии, севернее Кералы расположен Штат Махараштра. Его столица Бомбей (современное название – Мумбай).

В этом штате множество достопримечательностей, но, пожалуй, наиболее интересны пещерные храмовые комплексы в Аджанте и Эллоре. К Махараштре примыкает анклав Гоа с прекрасными пляжами и наиболее развитой туристической индустрией.

Женщины в штате Махараштра одевают сари очень своеобразным образом – заматывая его в виде широких штанов, свободный конец сари часто обыгрывается в местных народных танцах. В Махараштре очень популярен милый кокетливый танец ЛАВАНИ.

ПЕНДЖАБ
Ни мусульманские, ни английские завоеватели так и не смогли до конца завоевать этот штат, в котором испокон веков жили смелые и воинственные люди.

Вольный дух очень характерен для Пенджабских женщин. В отличие от большинства индианок из других штатов, они не ходят, застенчиво опустив глаза, и вовсе не такие безответные. Пенджабская женщина может дать сдачи не только словами, но и, если надо, то и рукой.

Женщины этого штата предпочитали смерть в огне после того, как их мужья проигрывали битву с мусульманскими наемниками. Они сжигали себя живьем и считали, что это гораздо более достойно, чем находиться в гареме.

Пенджабские женщины, получив известие, что их сын погиб на поле боя, считали себя счастливыми матерями, т.к. самая достойная смерть – смерть на поле брани, а не в собственной постели.

Однако мусульманское влияние прослеживается в женском костюме. Наиболее распространен здесь шальвар камиз (платье, часто с богатой вышивкой, штаны и покрывало). Женщину в сари встреть в Пенджабе почти невозможно.

Танцы в Пенджабе необыкновенно задорные и зажигательные. Наиболее популярны искрометная Бхангра и веселая Гиддха.

Гиддху танцуют женщины. Этот танец сопровождается стихами из 4-6 строк, называемыми “Боли” (напоминают частушки). Это массовый танец, иногда от общей группы отделяются 2-3 танцовщицы и исполняют сольные партии, движениями изображая содержание песни.

В основном Гиддха исполняется во время фестиваля ТИДЖ, приветствуя сезон дождей, но ее также танцуют на свадьбах и других праздниках:

танцуйте, девушки, танцуйте, украсив руки браслетами, под горящими взглядами юношей, танцуйте!

ЮЖНАЯ ИНДИЯ
Фольклорные танцы часто посвящены сбору урожая и исполняется в каждой деревне по-своему, но в каждом из них можно увидеть, как крестьянки изображают слона, везущего повозку, показывают, как жнут и связывают в пучки траву, как собирают виноград или идут к реке за водой.

Добавлено (07 Февраль 2011, 22:43)
---------------------------------------------
Индия.
В соответствии с индуистской легендой, мир был создан танцующим богом Шивой. Своим божественным танцем Шива уничтожил враждебных ему демонов, и с тех пор боги всегда танцевали. Танец рассматривался как явление божественное, дар богов человечеству. Примерно в 5 в. н.э. мудрец Бхарата в трактате Натьяшастра сформулировал художественные принципы танца и систему обучения, а также запечатлел строгие правила языка жестов.

В санскрите «танец» и «драма» обозначаются одним и тем же словом – «натья», что отражает неразрывность этих понятий. Бхарата говорит о «нритье» – выразительном танце-пантомиме, который излагает целую историю, и о «нритте» – чистом танце ради танца, в котором танцующий полностью отдается стихии ритмов. Как и все восточные танцы, индийский традиционный танец связан главным образом с верхней частью туловища. Существуют правила, касающиеся позиций ступней – на полу и в воздухе и разных приемов исполнения движений ногами. Индийский танцовщик обучается также спиралевидным движениям и прыжкам. Язык кистей рук – мудра – прекрасен в своем многогранном символизме. Есть правила (хаста), которые определяют также движения, связанные с туловищем, плечами, предплечьями, шеей. Существует 24 типа движений одной кистью, 13 типов движений двух кистей рук в 10 движений руки целиком, 5 типов движений для грудной клетки и по 5 типов для торса, живота и бедер. Далее, есть типы движений для шеи и для бровей, а также 36 типов взглядов, выражающих разные эмоциональные состояния.

Традиционный танец в Индии культивировался главным образом девадаси – храмовыми танцовщицами, которые, особенно на юге страны, поддерживали жизнь классического танца бхарата натья. Натья – по происхождению своему храмовый танец, часть религиозного обряда, и считается, что системы хаста и мудра были созданы для сопровождения пения священных гимнов Ригведы. В репертуар исполнителей бхарата натья, кроме лирических и пантомимических танцев, входит также науч – песня-танец.

Катхакали – стиль, культивируемый главным образом на западном побережье юга страны, – может быть охарактеризован как мистерия индуистской традиции. Этот танец, сочетающий в себе элементы пантомимы и драмы, берет начало в древнеиндийских эпосах Рамаяна и Махабхарата. Исполняют его обычно мальчики и молодые люди; они играют и женские роли, гримируясь и облачаясь в фантастические одежды.

Сильно стилизованные танцы бхарата натья и катхакали во многом отличаются от двух других классических стилей танца, зародившихся в Северной Индии. Катхак – это танец жрецов-браминов, которые излагали с помощью танца и пантомимы историю своего вероучения. Мусульманские завоеватели, не признававшие никаких изображений божества, запрещали все религиозные танцевальные обряды и стремились сделать из «катхака» простое увеселение. Катхак – очень ритмичный танец со стремительными поворотами. Притопывание ногами в ритм аккомпанирующих барабанов постепенно убыстряется; мимика танцующего – естественная, а не подчиненная канону.

Стиль северо-востока Индии – это манипури, близкий общему духу танцев Восточной Азии. Некоторые виды манипури исполняются очень энергично, вплоть до применения акробатических приемов; для других видов типично скромное достоинство и изящные раскачивающиеся движения, как в народных танцах. Индийский мыслитель и поэт 20 в. Р.Тагор выбрал именно стиль манипури для занятий танцем в созданном им университете в Шантиникетоне (недалеко от Калькутты). Деятельность Тагора сильно повлияла на возрождение традиции классического индийского танца. Знакомя с искусством танца, индийский учитель (гуру) одновременно обучает философии жизни. http://www.krugosvet.ru/node/39681?page=0,7

Добавлено (07 Февраль 2011, 22:48)
---------------------------------------------

Танцующий бог Шива:


Сообщение отредактировал Louise - Воскресенье, 23-01-2011, 21:40
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: