Бразильское национальное боевое искусство, сочетающее в себе элементы танца, акробатики, игры, и сопровождающееся национальной бразильской музыкой. Как боевое искусство отличается использованием низких положений, ударов ногами и, в некоторых направлениях, обилием акробатики.
Современная капоэйра, в отличие от её ранних форм, редко используется в боевых целях. Обычная практика — это бесконтактный бой, хотя существуют чемпионаты мира по полноконтактной капоэйре. Капоэйра — форма искусства, в котором традиции определяют порядок проведения встреч, внешний вид участников, музыку и аттестацию капоэйристов.
История капоэйры
Достоверные сведения о капоэйре начинаются с XVIII века, но, фактически, она зародилась несколько ранее. Согласно общепринятой версии, капоэйра возникла в Южной Америке благодаря чернокожим рабам, которых португальцы привозили из других колоний — Анголы, Мозамбика, Гвинеи, Конго. Вследствие жестокого обращения бразильских рабовладельцев часть рабов бежала в сельву, где африканская религия и культура встретилась с индейской. Беглые селились в киломбуш (ед.ч. — киломбу) — «вольных городах», из субкультуры которых и начала свое распространение капоэйра.
По разным сведениям, капоэйра ведет свое происхождение от:
* субкультуры африканского национального танца. Первоначально она не несла в себе боевого аспекта, который появился уже позднее, на территории Бразилии.
* африканского ритуального боевого танца «нголо» («n’golo»), являвшегося неотъемлемым атрибутом обряда инициации в южных районах Анголы, и изображавшего танец зебр — молодые воины вступали в ритуальный бой друг с другом.
Однако, несмотря на разные версии, качества танца в капоэйре присутствуют.
Развитие капоэйры в то время неразрывно связано с легендарным героем — Зумби, который стал для народа Бразилии символом сопротивления. Зумби дус Палмарес (порт. Zumbi dos Palmares) возглавлял один из крупнейших киломбуш — Киломбу дус Палмарес, который просуществовал в условиях правительственной блокады около семидесяти лет.
Происхождение названия
Споры относительно этимологии слова «капоэйра» не прекращаются до сих пор. Самые распространенные версии:
* слово «capoeira» происходит из языковой группы тупи-гуарани, к которой принадлежит язык индейцев тупи и означает «поле, заросшее кустарником, которое расчищалось выжиганием либо вырубкой»
* порт. capoeira — клетка для кур, а также место, где кормят кур.
* «capoeira» — искаженное звучание слов kipula/kipura из языка киконго (по версии исследователя народа баконго, учёного Фу-Киау Бунсеки (K. Kia Bunseki Fu-Kiau). По его информации, «…pula/pura означает „перепархивать с места на место“, а также „бить, драться“. Оба слова употребляются для описания движений петуха во время петушиных боев. Kipura в культурном контексте народа конго также означает человека, который в бою подражает движениям петуха во время петушиных боев…».
Разделение стилей
В 1930 году военный переворот изменил политическую ситуацию в стране. Капоэйра, как проявление народной культуры, оказалась в более благоприятном положении, став легитимным боевым искусством.
Капоэйра Режионал
В 1932 году открылась первая в истории официальная школа капоэйры. Её основателем был Местре Бимба (Мануэль душ Рейш Машаду). Местре Бимба основал новый стиль капоэйры, назвав его «Лута Режионал Байана» (порт. Luta Regional Baiana) или просто «Капоэйра Режионал». Он систематизировал наработанный опыт различных школ и улучшил технику преподавания. Придуманные им «8 последовательностей Бимбы» или же просто «последовательности» по сей день считаются азбукой обучения капоэйристов, практикующих режиональ и некоторые другие направления современной капоэйры[13]. Бимба разработал методики преподавания капоэйры, комплексы движений, ударов и контрударов руками и ногами. Капоэйра до Бимбы и после него — это два совершенно разных подхода к теории и практике этого боевого единоборства.
Капоэйра Ангола
Местре Кобра Манса — один из современных апологетов Капоэйры Ангола
Вторым человеком, сильно повлиявшим на современную капоэйру, был Местре Пастинья (Висенте Феррейра Пастинья). Его школа «Академия „Капоэйры Ангола“» (порт. Capoeira Angola) была открыта в 1941 году. Стиль мастера Пастиньи так и называется «Ангола», в честь места на Африканском континенте, откуда привозили рабов (по другой теории это название происходит от слова «нголо» (n’golo) — ритуального танца народов Африки). Если Местре Бимба придавал большое значение боевым аспектам капоэйры, то Местре Паштинья всегда подчеркивал её традиционно ритуальный и игровой характер.
Достаточно яркими представителями стиля Капоэйры Ангола являются:
* Местре Кобра Манса
* Местре Мораес
Капоэйра Контемпоранеа
Термин «Контемпоранеа» используется для групп, которые практикуют стиль Ангола, одновременно модернизируя его. Этот стиль является очень спорным, так как многие современные капоэйристы утверждают, что нельзя смешивать стили Ангола и Режионал, что ученик должен практиковать лишь один из них для того, чтобы полностью принять форму игры. Другие утверждают, что капоэйрист должен иметь навыки как традиционной, так и современной капоэйры и поддерживают тренировки в обоих стилях одновременно. В целом стиль Контемпоранеа является предметом множества споров среди капоэйристов.
Название «Контемпоранеа» также применяется к различным группам, которые не связывают себя ни с Местре Бимба, ни с Местре Паштинья.
На протяжении последних нескольких лет различные философии современной капоэйры выражались в создании различных школ, в частности в Северной Америке, которые создают и продолжают развивать их индивидуальную школу современного искусства. Это стало определяющей характеристикой многих школ, вплоть до того, что опытный ученик порой может определить, из какой школы происходит его соперник, судя лишь по стилю игры капоэйриста. Некоторые школы обучают смешанным техникам, основанным на сочетании нескольких стилей. Традиционно, роды в этих школах начинаются со стиля Ангола, во время которого местре или опытный ученик поет ладаинью (которую, как правило, можно услышать в начале игры в Капоэйре Ангола). Через некоторое время игра ускоряется и вскоре местре подает знак, после которого ритмы беримбау становятся традиционными для стиля Режионал.
Каждый из стилей, Режионал и Ангола, уделяют основное внимание различным свойствам и ключевым моментам. Режионал концентрируется на развитии скорости и быстроты рефлексов, в то время как Ангола делает упор на глубокую осмысленность каждого движения, практически как в партии шахмат. Школы, которые учат сочетать оба вида, преподают это как возможность использовать сильные стороны каждого из направлений в своей игре.
Капоэйра в Европе
Первое близкое знакомство Европы с капоэйрой датируется 1951 годом — европейским туром артистической труппы Companhia Brasiliana, за которой последовали другие — например Furacões da Bahia или Brasil Tropical, основанная мастером Камиза Роша. После этого отдельные специалисты получили возможность оставаться в Европе продолжительное время, обучая капоэйре или выступая с сольными номерами. Пионером европейской капоэйры считается Martinho Fiuza, приехавший в 1978 г. Следует отметить, что регулярное преподавание капоэйры в США началось всего на три года раньше — в 1975 г. мастером Jelon Vieira (школа Senzala) в Нью-Йорке. В 1980 г. в Германию прибыл Пауло Сикейра (Paulo Siqueira), это событие принято считать началом непрерывного развития капоэйры в Европе.
В 1987 г. состоялась первая летняя встреча Capoeira Summer Meeting, организованная Маркушем Чина (Marcos China) и группой Senzala в Париже. В ней приняли участие многие мастера из Бразилии: Peixinho, Toni, Garrincha и Sorrizo, а также уже закрепившиеся в Европе: Lua (Швейцария), Grande (Франция), Samara (Голландия). Через год в Париже была устроена ещё одна встреча.
С 1989 г. летний лагерь проводится в Гамбурге организацией Пауло Сикейры Capoeuropa. Эта шестидневная встреча является одним из крупнейших событий в календаре европейской капоэйры. Каждый день проходит от 6 до 9 занятий в трёх группах, дифференцированных по уровню подготовки. Дополнительно предлагаются факультативы по африканским танцам и игре на музыкальных инструментах.
Из других значительных ежегодных фестивалей можно выделить International Capoeira Angola Meeting (Берлин, Вена) и пасхальную встречу в Амстердаме.
Капоэйра в России
В 1996 году прошел первый семинар с участием нескольких бразильских мастеров капоэйры в клубе ИНБИ. Приезжали местре Но, местре Браулино, местре Гладсон, местре Вагиньо, местре Бандейра, местре Бахао.
С 1998 года в России зарегистрирована «Федерация капоэйра России» — организация, официально признанная Госкомспортом (свид. рег. № 1027746003010).
В 2002 году основана первая школа Капоэйра Ангола — «Capoeira Angola em Moscou», ныне «FICA-Moscou» — московский филиал Интернационального Фонда Капоэйры Ангола (Fundacao Internacional de Capoeira Angola), под предводительством Местре Кобра Манса.
В 2004 году была основана школа Real Capoeira, на данный момент крупнейшая в России. Она находится под руководством местре Эдана. 2008 году открылись детские группы, сейчас она имеет 22 филиала по всей Москве, также филиалы в Самаре, Казани, Санкт-Петербурге.
В 2005 году в России появился филиал Abada capoeira, одной из крупнейших школ капоэйры в мире, основанной в 1988 году местре Камизой.
В настоящее время на территории России существует множество различных школ капоэйры. Группы капоэйры открыты в Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Архангельске, Белгороде, Воронеже, Йошкар-Оле, Казани, Орле, Брянске, Краснодаре, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Самаре, Челябинске, Череповце, Екатеринбурге, Тольятти, Оренбурге, Красноярске, Владивостоке, Уфе, Туле, Сургуте и многих других городах.
На конец 2006 года группы тесно общаются между собой, чему немало способствует и практика т. н. «свободных род», или Roda da Rua, то есть собраний капоэйристов из различных групп по собственной инициативе и с единственной целью попрактиковать капоэйру с относительно незнакомыми партнерами. Систематическое проведение таких мероприятий, по мнению многих участников, в достаточной мере образует саму общественную активность капоэйристов.
Остальное здесь: http://ru.wikipedia.org/wiki/Capoeira_Regional