Всемирный Благотворительный Фонд Махмуда Эсамбаева О фонде
Всемирный благотворительный Центр Махмуда Эсамбаева создан с целью реализации социально-общественных, просветительских, благотворительных и других программ, направленных на гармонизацию социальных отношений,
толерантность, духовное и культурное возрождение России.
• Содействует осуществлению государственных и общественных программ в области экологической безопасности.
• Оказывает благотворительную помощь детским домам, поддерживает и реализует программы по защите материнства и детства.
• Осуществляет деятельность по увековечению памяти погибших в войнах, вооруженных конфликтах, антитеррористических операциях и боевых действиях.
• Оказывает поддержку и реализует культурные, социальные, экономические, инновационные проектов и программ, направленных на укрепление материальной базы культуры, обеспечивает приоритетное инвестирование в проекты, направленные на возрождение, развитие, распространение культуры и искусства.
• Оказывает содействие правоохранительным органам в проведении спортивных мероприятий в рамках служебной подготовки сотрудников.
• Разрабатывает и осуществляет благотворительную помощь в оказании населению медицинских услуг и социальной реабилитации инвалидов, помощь в ремонте и оснащении учреждений здравоохранения, разработке и осуществлении профилактических мероприятий среди населения.
• Оказывает финансовую, методическую и информационную поддержку организациям, создающим условия для общественно полезной деятельности молодежи.
• Имеет собственную систему поощрений и отличий в виде памятных знаков и медалей. Медаль носится на левой стороне груди и располагается после государственных наград Российской Федерации и СССР.
• Разрабатывает проекты, благодаря которым уровень российских медицинских центров ни в чем не уступал, а в будущем и превосходил уровень зарубежных клиник.
• Организует и проводит программы реабилитации пострадавших от террористических актов, стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов.
• Реализует программы и мероприятия в сферах пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и массового спорта, строительстве и реконструкции стадионов, бассейнов, детско-юношеских школ и других спортивных заведений.
• Оказывает, как собственными силами, так и при содействии иных организаций и граждан, различные виды материальной помощи юридическим и физическим лицам. Проводит непосредственно или на контрактной основе исследование социальных проблем.
Буклет фонда
«Его невозможно было не любить»
О своем легендарном дяде рассказал племянник «короля танцев» Абдулла Эсамбаев.
– Вы один из пятерых племянников Махмуда Эсамбаева, дядя принимал участие в вашем воспитании?
– Больше всех повезло мне и моему брату Саиду, потому что мы самые старшие. О дяде Махмуде у меня остались самые добрые детские воспоминания. Мы жили всей семьей в нашем большом родовом доме в Старых Атагах. Дядя часто бывал на гастролях, но когда приезжал, всегда учил, каким должен быть настоящий джигит. Говорил мне, что в любом деле надо пытаться стать «первым номером». Я мечтал стать таким, как он. Даже пытался танцевать, и лезгинка у меня получалась неплохо. Но однажды отец, который наблюдал за моими танцами, спросил меня: «Сможешь научиться танцевать лучше дяди?». Я ответил: «Нет, не смогу». Тогда он мне сказал, чтобы я выбрал другое занятие, где бы я мог стать лучшим. Я выбрал медицину. «Не останавливайся на достигнутом, покоряй одну вершину за другой – и станешь великим спортсменом», – всегда говорил дядя моему младшему брату, Саиду, который не выходил из спортзала. Помню, был большой праздник. Дяде Махмуду вручили звезду Героя Социалистического Труда. Дома собралось много народу – приехали уважаемые люди со всей страны. Как же мы были горды, когда он представил нас с Саидом гостям, рассказал о наших успехах и сказал фразу, которую потом повторял постоянно: «Эсамбаевы – это фирма».
– Как сложилась ваша дальнейшая судьба?
– Саид стал профессиональным спортсменом, одиннадцатикратным чемпионом мира по боям без правил. Я врач. У нас в Московской области спортивно-оздоровительный центр, куда дядя Махмуд постоянно приезжал попариться в баньке, поплавать в бассейне. Когда за три года до смерти его разбил инсульт, я помогал ему реабилитироваться: делал массажи, лечил иглоукалыванием.
– Как получилось, что вы переехали из Чечни в Подмосковье?
– Когда началась война в Чечне, дядя Махмуд сказал нашему отцу, что надо уезжать. Сам он поселился в Москве, а мы в Одинцовском районе. Наш дом в Чечне вскоре безжалостно сожгли. Исчезли уникальные костюмы Махмуда, исчезли книги, исчез весь архив Махмуда. Хороший был дом, добрый и красивый. Его называли «чеченским Эрмитажем». Там были подлинники великих художников. Люди просто приходили, как в музей: посидеть в комнате, посмотреть. Ему Индира Ганди, например, подарила костюм, вышитый бриллиантами и другими драгоценными камнями. Потеря родного дома стала для дяди большой трагедией. Каждый свой концерт он впоследствии начинал с чеченского танца «Легенда», рассказывающего о трагической судьбе горца, семье которого пришлось покинуть родные места. Он очень переживал, что пришлось уехать из Чечни. Ему было невероятно больно, что на чеченской земле лилась кровь, и он надеялся, что доживет до того дня, когда будут судить тех, кто развязал эту войну.
– Правда, что Махмуда Алисултановича рисовал Пикассо?
– Это была небольшая картина. Махмуд запечатлен на ней летящим в испанском танце. Это было в Париже в 1957 году. Дядя не хотел позировать, но Пикассо уговорил. Картина тоже сгорела вместе с домом...
– В советские времена Махмуду Эсамбаеву разрешили сняться на паспорт в своей знаменитой каракулевой папахе. Как вы думаете, в чем причина такого уважительного отношения к нему со стороны властей?
– Его невозможно было не любить. У Махмуда было жизненное кредо – делать добро людям и любить их, чтобы жилось потом хорошо детям и внукам, чтобы вспоминали добрым словом. В своей жизни он никому не сделал плохо. Поэтому у него не было врагов. Он возглавлял «Акцию доброты», помогая детям-инвалидам, был одним из учредителей благотворительного Фонда помощи беженцам. Наша семья продолжает его дело. Мы проводим ежемесячные фестивали «Юность» – это танцевальный конкурс для детей из всех республик бывшего Союза. Победителей отправляем на международные фестивали за границу. Дядя Махмуд говорил: «Когда делаешь добро, не надо думать, отплатят за него или нет. Думать о награде за добро – это уже зло». Мы пытаемся жить по его заветам.