• Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Louise  
Махмуд Эсамбаев
Gia Дата: Пятница, 14-01-2011, 15:31 | Сообщение # 1 |
God Bless You
Репутация:
Награды:
Сообщения:
5340
Из:
Сочи

Биография

Махмуд Эсамбаев родился 15 июля 1924 года в предгорном селении Старые Атаги (ныне Грозненский район Чеченской республики). Махмуд Эсамбаев танцевал с раннего детства. В 7 лет он уже плясал на свадьбах, куда его брал с собой отец.

В 1939—1941 годах учился в Грозненском хореографическом училище. В 15 лет начал танцевать в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца, в 19 лет — в Пятигорском театре музыкальной комедии. Так как юность Махмуда пришлась на годы Великой Отечественной войны, он танцевал во фронтовой концертной бригаде на передовой, на строительстве оборонительных сооружений, в военных госпиталях.

В 1944—1956 годах Махмуд был солистом Киргизского театра оперы и балета в городе Фрунзе, где он исполнял главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Спящая красавица».

В 1950-е годы Махмуд Эсамбаев оставил академическую сцену и обратился к народному танцу. В 1959 году Эсамбаев выступил со своей программой в Москве, затем в составе труппы «Звёзды советского балета» посетил с гастролями Францию, Южную Америку, где имел грандиозный успех. Эсамбаев исполнил огромное количество самых разнообразных танцев: «Чабан» (чечено-ингушский, узбекский), «Воин» (башкирский), «Золотой бог» (индийский), ритуальный «Танец огня» на музыку де Фальи, «Ля-коррида» (испанский), «Танец с ножами» (таджикский) и др.

Эсамбаев избирался депутатом Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, РСФСР, СССР. Был президентом Международного союза деятелей эстрадного искусства. При его активной поддержке в Грозном строились новые здания драматического театра и цирка.

Махмуд Эсамбаев умер 7 января 2000 года на 76-м году жизни. Похоронен на Даниловском мусульманском кладбище в Москве.

Чародей танца

Махмуда Эсамбаева не зря называют чародеем танца, волшебником пластики. Сценический облик Эсамбаева всегда разный, изменчивый до неузнаваемости. И сущность этого перевоплощения — совсем не в характерном гриме и этнографической подчеркнутости одеяния. Речь идет о редчайшем пластическом перевоплощении, умении на языке танца раскрывать национально-самобытные характеры. Эсамбаев знает танцы многих народов мира. Но артиста увлекает не количество названий. На языке чечено-ингушского, негритянского, бурятского, бразильского, испанского, еврейского, индийского танцев он говорит о самом главном, что волнует людей: о жизни, о счастье, о мире и радости. В своих хореографических миниатюрах Эсамбаев может быть патетичным, воинственно бесстрашным, грозным, саркастически гневным, улыбающимся, смеющимся. В отдельных его номерах есть настоящая публицистичность, ясный политический накал. Искусство Эсамбаева очень театрально, красочно, изобретательно и сложно по своей форме. Его некоторые танцы отличаются технической сложностью, замысловатыми вирту-. озными движениями. Но ни один из приемов творческой палитры Эсамбаева никогда не бывает самоцельным, трюкаческим. Танцы народов мира. Как благородно, как гуманистически звучат эти слова. Как прекрасен духовный облик человека, который своим искусством способствует братству и единению людей.

Фильмография

* «Я буду танцевать» (1962) — Махмуд Ишхоев
* «Земля Санникова» (1973) — шаман
* «На край света» (1975)
* «Пока бьют часы» (1976) — придворный скрипач Иги Наги Туги
* «Честное волшебное» (1976) — Огонь
* «Приключения маленького Мука» (1983)
* «Увертюра» (1994)

Награды и звания

* Герой Социалистического Труда:
o Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1984 года за выдающиеся заслуги в развитии советского хореографического искусства и в связи с шестидесятилетием со дня рождения народному артисту СССР Эсамбаеву Махмуду Алисултановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
* Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (15 июля 1999) — за выдающийся вклад в развитие искусства танца.[1]
* Орден Дружбы народов (20 июля 1994) — за выдающиеся достижения в искусстве танца и плодотворную общественную деятельность.[2]
* Орден Отечественной войны 2-й степени (11 марта 1985).
* Народный артист СССР (1974).
* Трижды лауреат различных международных конкурсов.
* В честь М. А. Эсамбаева назван астероид 4195 (Esambaev), открытый 19 сентября 1982 Л. И. Черных.

Увековечивание памяти

* 17 июля 2008 года состоялось торжественное открытие памятника танцору Махмуду Эсамбаеву в Грозном, приуроченное к 84-й годовщине со дня рождения танцора. Памятник установлен у здания Республиканского центра культуры и искусств. Скульптура изготовлена жителем села Бено-Юрт Асланом Тимерхановым и преподнесена министерству культуры Чеченской Республики в подарок.
* 11 августа 2009 года проспект Революции в Грозном переименован в проспект имени Махмуда Алисултановича Эсамбаева.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki....5%D0%B2

Gia Дата: Пятница, 14-01-2011, 15:35 | Сообщение # 2 |
God Bless You
Репутация:
Награды:
Сообщения:
5340
Из:
Сочи
Gia Дата: Пятница, 14-01-2011, 15:40 | Сообщение # 3 |
God Bless You
Репутация:
Награды:
Сообщения:
5340
Из:
Сочи


Сообщение отредактировал Gia - Пятница, 14-01-2011, 15:41
Louise Дата: Понедельник, 17-01-2011, 11:37 | Сообщение # 4 |

You Rock My World
Репутация:
Награды:
Сообщения:
4214
Из:
Москва
Бесспорно, великий танцор. Я преклоняюсь перед такими людьми. hi_all Gia, спасибо за тему. give_heart Плюс! give_heart give_heart give_heart
Galoshka Дата: Воскресенье, 27-02-2011, 15:22 | Сообщение # 5 |
I Love You More
Репутация:
Награды:
Сообщения:
10757
Из:
Ростов-на-Дону
Король Танца и Король Папах, Патриарх Советской эстрады Герой Социалистического Труда, "человек в папахе" и постоянный общепризнанный депутат Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик.
Вот, то малое, что можно сказать вкратце о великом чеченце Махмуде Эсамбаеве, которому рукоплескал весь Мир.

Его по праву называли королем танца, королем прозы и Патриархом Советской Эстрады. Махмуд первый в СССР, кто создал сольную программу. Ни у кого не хватало ни ума ни смелости выделиться из советской коммунистической действительности. На это надо было решиться. Решаются только смелые и дерзкие.
Махмуд решился и создал свою сольную программу "Танцы народов Мира"!
Это было великое решение. Это было второе в его жизни решение.
Первое было в детстве, когда он сказал: "Я буду танцевать".
У чеченцев, петь песни и танцевать не пристало. Он первый, кто нарушил закон гор и стал артистом. Он первый и единственный чеченец, который стал Народным артистом СССР.
Он родом из селения Старые Атаги, что находится у самых-самых красивых гор Чечни.

Сольная программа Махмуда Эсамбаева - "Танцы народов Мира", объездил многократно весь земной шар, посетив практически все страны.
Кроме эстрады, при людях, он всегда был в своей знаменитой "Папахе".
Говоря о папахе, хочу у Вас спросить, из чего сложилось это слово?
Уверен, что Вы, никогда об этом не задумывались.
Если бы задумались, то знали бы это так же как и я.

Папаха = Папа + Ха.
Папа - отец.
Ха - твой.

Махмуд действительно стал отцом народа Ноя, который гордо именует себя - Нохчи. Ему было дело до любого солдата и студента, нуждающегося в помощи.
Ему был близок и дорог любой человек, но особенно он дорожил чеченцами и гордился тем, что сам чеченец.
Махмуд Эсамбаев, в составе агитбригады советских мастеров искусств, постоянно выезжал с концертами на передовую во время Великой Отечественной.
Передовая - это война. На войне как на войне. Однажды вблизи сцены, где выступал Махмуд перед солдатами, разорвался снаряд, осколок которого попал ему в ногу. Но он не дрогнул и дотанцевал. А когда ушел за кулисы упал и потерял сознание.
Его доставили в госпиталь, где врач, после операции, сказал ему, что он больше не сможет танцевать.
Он опять преодолел себя, чтобы продолжить изнурительные тренировки танцев.
Махмуд Эсамбаев был близко знаком с Игорем Моисеевым и его ансамблем.
Знакомство с творчеством Игоря Моисеева натолкнуло Махмуда на создание сольной программы.
А Игорь Моисеев и Галина Уланова рассказывали, что когда впервые увидели Махмуда Эсамбаева они тут же поняли, что перед ними редкий самородок. Они же и предложили ему выступить на его первом международном конкурсе, где он занял первое место и Золотую медаль.
Его, Махмуда, знаменитый восточный танец с ножами была постановка Игоря Моисеева.
Однажды, в 1964 году, Махмуд выступал в Херсоне. На концерте было многолюдно и среди зрителей сидел неприметный обычный мальчик, который потерял речь из-за травмы. И когда Махмуд станцевал бразильский танец Макумба, в котором танцор должен был "умереть", Махмуд, танцевавший очень эффектно и темпераментно, резко, и "неожиданно упал и умер".
Мальчик вскочил и закричал "Махмуд". Газеты того времени очень много писали про этот случай. Мальчик с тех пор начал говорить.
Говоря про этот танец, могу добавить, что это магический, ритуальный танец.
Это очень тяжелый танец и в психологическом плане. "Колдун" совершает магические действия и постепенно изгоняет "злой дух", при этом погибая сам.
И когда, Махмуд, исполнив танец "погибает", мальчик не выдержал такого психологически-несправедливого явления, он закричав, упал и потерял сознание.
Его фамилия была Барыкин.

Норвежская киностудия и телевидение сняли фильм о Махмуде Эсамбаеве и назвали его "Танцующий дипломат".
Махмуд действительно был великим дипломатом и неизвестно, кто в нем был главный - танцор или дипломат.
Зрители, после выступления Махмуда просили его не уходить со сцены еще немного, еще чуть-чуть, чтобы насладиться.
А его танцы - это очень тяжелый физический труд. Зрители это понимали и говорили, что им мол, без разницы, танцует он или говорит.
И то и другое он делал блистательно.
Во всем мире, начиная от Голливуда у него были друзья.
Вся мировая артистическая элита старалась пообщаться с Махмудом, во время его международных поездок.
А главы государств, просили его продать папаху.
Махмуд отвечал просто: - "Чеченцы честь не продают".
Это был Великий чеченец,
Великий Танцор,
Великий Актер,
Великий Дипломат и
Великий Человек.

На сцене он мог все, но вынести испытания чеченской войной у него не получилось. Болезни начались в 1995-м, когда бомбежка уничтожила его дом в Грозном. Пропали коллекция художественных ценностей и собранные за годы выступлений костюмы. Мэр Лужков подарил ему квартиру в Москве. И хотя ее тут же обокрали, дверь по обычаям кавказского гостеприимства открывали всем. Махмуд регулярно звонил президенту Ельцину, своему давнему приятелю, и просил остановить кровопролитие в Чечне. После отставки Ельцина звонить стало некому. Артист быстро таял и хотел только одного: не пережить жену Нину. Желание Махмуда исполнилось: Нина скончалась спустя два года после его ухода, успев одобрить проект надгробного памятника.
Бронзового Эсамбаева установили в мусульманской части Даниловского кладбища. На гранитном постаменте он стоит во весь рост: рука поднята в приветственном жесте, на лацкане пиджака - звезда Героя, на голове - неизменная папаха. Совсем как дома, перед зеркалом...

Louise Дата: Воскресенье, 27-02-2011, 16:57 | Сообщение # 6 |

You Rock My World
Репутация:
Награды:
Сообщения:
4214
Из:
Москва
Galoshka, Прекрасная статуя. Памятник Великому Танцовщику.
Galoshka Дата: Понедельник, 28-02-2011, 19:51 | Сообщение # 7 |
I Love You More
Репутация:
Награды:
Сообщения:
10757
Из:
Ростов-на-Дону
Всемирный Благотворительный Фонд Махмуда Эсамбаева

О фонде
Всемирный благотворительный Центр Махмуда Эсамбаева создан с целью реализации социально-общественных, просветительских, благотворительных и других программ, направленных на гармонизацию социальных отношений,
толерантность, духовное и культурное возрождение России.

• Содействует осуществлению государственных и общественных программ в области экологической безопасности.
• Оказывает благотворительную помощь детским домам, поддерживает и реализует программы по защите материнства и детства.
• Осуществляет деятельность по увековечению памяти погибших в войнах, вооруженных конфликтах, антитеррористических операциях и боевых действиях.
• Оказывает поддержку и реализует культурные, социальные, экономические, инновационные проектов и программ, направленных на укрепление материальной базы культуры, обеспечивает приоритетное инвестирование в проекты, направленные на возрождение, развитие, распространение культуры и искусства.
• Оказывает содействие правоохранительным органам в проведении спортивных мероприятий в рамках служебной подготовки сотрудников.
• Разрабатывает и осуществляет благотворительную помощь в оказании населению медицинских услуг и социальной реабилитации инвалидов, помощь в ремонте и оснащении учреждений здравоохранения, разработке и осуществлении профилактических мероприятий среди населения.
• Оказывает финансовую, методическую и информационную поддержку организациям, создающим условия для общественно полезной деятельности молодежи.
• Имеет собственную систему поощрений и отличий в виде памятных знаков и медалей. Медаль носится на левой стороне груди и располагается после государственных наград Российской Федерации и СССР.
• Разрабатывает проекты, благодаря которым уровень российских медицинских центров ни в чем не уступал, а в будущем и превосходил уровень зарубежных клиник.
• Организует и проводит программы реабилитации пострадавших от террористических актов, стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов.
• Реализует программы и мероприятия в сферах пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и массового спорта, строительстве и реконструкции стадионов, бассейнов, детско-юношеских школ и других спортивных заведений.
• Оказывает, как собственными силами, так и при содействии иных организаций и граждан, различные виды материальной помощи юридическим и физическим лицам. Проводит непосредственно или на контрактной основе исследование социальных проблем.

Буклет фонда


«Его невозможно было не любить»
О своем легендарном дяде рассказал племянник «короля танцев» Абдулла Эсамбаев.

– Вы один из пятерых племянников Махмуда Эсамбаева, дядя принимал участие в вашем воспитании?

– Больше всех повезло мне и моему брату Саиду, потому что мы самые старшие. О дяде Махмуде у меня остались самые добрые детские воспоминания. Мы жили всей семьей в нашем большом родовом доме в Старых Атагах. Дядя часто бывал на гастролях, но когда приезжал, всегда учил, каким должен быть настоящий джигит. Говорил мне, что в любом деле надо пытаться стать «первым номером». Я мечтал стать таким, как он. Даже пытался танцевать, и лезгинка у меня получалась неплохо. Но однажды отец, который наблюдал за моими танцами, спросил меня: «Сможешь научиться танцевать лучше дяди?». Я ответил: «Нет, не смогу». Тогда он мне сказал, чтобы я выбрал другое занятие, где бы я мог стать лучшим. Я выбрал медицину. «Не останавливайся на достигнутом, покоряй одну вершину за другой – и станешь великим спортсменом», – всегда говорил дядя моему младшему брату, Саиду, который не выходил из спортзала. Помню, был большой праздник. Дяде Махмуду вручили звезду Героя Социалистического Труда. Дома собралось много народу – приехали уважаемые люди со всей страны. Как же мы были горды, когда он представил нас с Саидом гостям, рассказал о наших успехах и сказал фразу, которую потом повторял постоянно: «Эсамбаевы – это фирма».

– Как сложилась ваша дальнейшая судьба?

– Саид стал профессиональным спортсменом, одиннадцатикратным чемпионом мира по боям без правил. Я врач. У нас в Московской области спортивно-оздоровительный центр, куда дядя Махмуд постоянно приезжал попариться в баньке, поплавать в бассейне. Когда за три года до смерти его разбил инсульт, я помогал ему реабилитироваться: делал массажи, лечил иглоукалыванием.

– Как получилось, что вы переехали из Чечни в Подмосковье?
– Когда началась война в Чечне, дядя Махмуд сказал нашему отцу, что надо уезжать. Сам он поселился в Москве, а мы в Одинцовском районе. Наш дом в Чечне вскоре безжалостно сожгли. Исчезли уникальные костюмы Махмуда, исчезли книги, исчез весь архив Махмуда. Хороший был дом, добрый и красивый. Его называли «чеченским Эрмитажем». Там были подлинники великих художников. Люди просто приходили, как в музей: посидеть в комнате, посмотреть. Ему Индира Ганди, например, подарила костюм, вышитый бриллиантами и другими драгоценными камнями. Потеря родного дома стала для дяди большой трагедией. Каждый свой концерт он впоследствии начинал с чеченского танца «Легенда», рассказывающего о трагической судьбе горца, семье которого пришлось покинуть родные места. Он очень переживал, что пришлось уехать из Чечни. Ему было невероятно больно, что на чеченской земле лилась кровь, и он надеялся, что доживет до того дня, когда будут судить тех, кто развязал эту войну.

– Правда, что Махмуда Алисултановича рисовал Пикассо?

– Это была небольшая картина. Махмуд запечатлен на ней летящим в испанском танце. Это было в Париже в 1957 году. Дядя не хотел позировать, но Пикассо уговорил. Картина тоже сгорела вместе с домом...

– В советские времена Махмуду Эсамбаеву разрешили сняться на паспорт в своей знаменитой каракулевой папахе. Как вы думаете, в чем причина такого уважительного отношения к нему со стороны властей?

Его невозможно было не любить. У Махмуда было жизненное кредо – делать добро людям и любить их, чтобы жилось потом хорошо детям и внукам, чтобы вспоминали добрым словом. В своей жизни он никому не сделал плохо. Поэтому у него не было врагов. Он возглавлял «Акцию доброты», помогая детям-инвалидам, был одним из учредителей благотворительного Фонда помощи беженцам. Наша семья продолжает его дело. Мы проводим ежемесячные фестивали «Юность» – это танцевальный конкурс для детей из всех республик бывшего Союза. Победителей отправляем на международные фестивали за границу. Дядя Махмуд говорил: «Когда делаешь добро, не надо думать, отплатят за него или нет. Думать о награде за добро – это уже зло». Мы пытаемся жить по его заветам.

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: