• Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Megie  
Ахмадулина Белла
Megie Дата: Понедельник, 06-12-2010, 13:57 | Сообщение # 1 |
You are my best of joy, Michael
Репутация:
Награды:
Сообщения:
4601
Из:
Санкт-Петербург

Ахмадулина Белла (Изабелла) Ахатовна, российский поэт, прозаик, переводчица, один из крупнейших русских лирических поэтов второй половины XX века.

Родилась 10 апреля 1937 в Москве. Школьницей работала внештатным корреспондентом газеты «Метростроевец». Стихи писала с детства, занималась в литобъединении при ЗИЛе у поэта Е. Винокурова. В 1955 в газете «Комсомольская правда» было опубликовано ее стихотворение «Родина». По окончании школы поступила в Литературный институт им. А.М. Горького. Стихи, поданные на творческий конкурс при поступлении, удостоились высокой оценки И. Сельвинского: «поразительные по силе, свежести, чистоте души, глубине чувства».

Во время учебы в Литинституте Ахмадулина публиковала стихи в литературных журналах и в рукописном журнале «Синтаксис». Занималась журналистикой, писала очерки («На сибирских дорогах и др.»). В 1957 писала в «Комсомольской правде»: искусство «призвано не веселить людей, а приносить им страдания». В 1959 Белла Ахмадулина была исключена из института за отказ участвовать в травле Б.Л. Пастернака, но затем восстановлена. В 1960 окончила институт с отличной оценкой дипломной работы.

В 1962 стараниями П.Г. Антокольского была издана первая книга Беллы Ахмадулиной «Струна». Высоко оценивая поэтический дар Ахмадулиной, Антокольский впоследствии написал в посвященном ей стихотворении: «Здравствуй, Чудо по имени Белла, / Ахмадулина, птенчик орла!»

Поэтический сборник «Озноб», в котором были собраны все стихи, написанные в течение 13 лет, вышел в эмигрантском издательстве «Посев» (1969, ФРГ). Несмотря на это «крамольное» событие, книги Беллы Ахмадулиной, хотя и подвергались строгой цензуре, продолжали издаваться в СССР: «Уроки музыки» (1969), «Стихи» (1975), «Свеча» (1977), «Метель» (1977) и др. В 1977 она была избрана почетным членом Американской академии искусства и литературы. В 1988 вышла книга «Избранное», за ней последовали новые поэтические сборники.

Сюрреалистический рассказ Беллы Ахмадулиной «Много собак и собака» вошел в неофициальный альманах «Метрополь» (1979). К этому времени она по праву считалась одним из наиболее ярких поэтов, начинавших свой творческий путь во время «оттепели». Вместе с А. Вознесенским, Е. Евтушенко и Р. Рождественским ее называли «поэтом эстрады», обозначая таким образом не столько поэтический строй, сколько способ общения с читателем. Вообще же стихам Ахмадулиной никогда не была присуща публицистичность. Она не раз говорила о том, что без восторга вспоминает времена массового интереса к поэзии, из-за которого в поэтах воспитывалось желание угождать неприхотливым вкусам.

Одной из главных тем лирики Беллы Ахмадулиной является дружба. Дружбу — в том числе дружбу-любовь и дружбу-творчество — она считает одним из самых сильных человеческих чувств. Дружбе в равной мере присущи и страсть («Свирепей дружбы в мире нет любви», в сб. «Сны о Грузии», 1977), и горечь («По улице моей который год…»; там же).

Героями стихов Беллы Ахмадулиной становились русские поэты — от А. Пушкина и М. Цветаевой (сб. «Тайна», 1983) до друзей и современников А. Вознесенского и Б. Окуджавы, а также простые люди — «кривая Нинка» (сб. «Побережье», 1991), «электрик Василий» (сб. «Стихотворения», 1988) и др. Ахмадулину не пугают уродливые черты действительности, о которой она пишет в своем «больничном цикле» («Воскресенье настало…», «Был вход возбранен…», «Елка в больничном коридоре» и др.): «Я видела упадок плоти / и грубо поврежденный дух /…весь этот праздник некрасивый / был близок и понятен мне». При этом, как писал в 1977 И. Бродский, ее искусство «в значительной степени интровертно и центростремительно. Интровертность эта, будучи вполне естественной, в стране, где живет автор, является еще и формой морального выживания» («Зачем российские поэты?..»).

Бродский считал Беллу Ахмадулину «несомненной наследницей Лермонтовско-Пастернаковской линии в русской поэзии», поэтом, чей «стих размышляет, медитирует, отклоняется от темы; синтаксис - вязкий и гипнотический — в значительной мере продукт ее подлинного голоса».

Ахмадулина много переводила грузинских поэтов Н. Бараташвили, Г. Табидзе, С. Чиковани и др. Журнал «Литературная Грузия» публиковал ее стихи в годы, когда из-за идеологических запретов это было невозможно в России.

Белла Ахмадулина — автор многочисленных эссе — о В. Набокове, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Вен. Ерофееве, А. Твардовском, П. Антокольском, В. Высоцком и др. крупных творческих личностях, которые, по ее словам, «украсили и оправдали своим участием разное время общего времени, незаметно ставшего эпохой».

Жила поэтесса в Москве. В 1989 ей была присуждена Государственная премия СССР.

Стихотворные сборники
«Струна» (1962)
«Озноб» (Франкфурт, 1968)
«Уроки музыки» (1969)
«Стихи» (1975)
«Свеча» (1977)
«Сны о Грузии» (1977, 1979)
«Метель» (1977)
альманах «Метрополь» («Много собак и собака», 1980)
«Тайна» (1983)
«Сад» (1987)
«Стихотворения» (1988)
«Избранное» (1988)
«Стихи» (1988)
«Побережье» (1991)
«Ларец и ключ» (1994)
«Шум тишины» (Иерусалим, 1995)
«Гряда камней» (1995)
«Самые мои стихи» (1995)
«Звук указующий» (1995)
«Однажды в декабре» (1996)
«Созерцание стеклянного шарика» (1997)
«Собрание сочинений в трёх томах» (1997)
«Миг бытия» (1997)
«Нечаяние» (стихи-дневник, 1996—1999)
«Возле ёлки» (1999)
«Друзей моих прекрасные черты» (2000)
«Стихотворения. Эссе» (2000)
«Зеркало. XX век» (стихи, поэмы, переводы, рассказы, эссе, выступления, 2000)

Источники: http://ahmadulina.ouc.ru , wikipedia.ru

Камилли Дата: Понедельник, 06-12-2010, 16:10 | Сообщение # 2 |

Speed Demon
Репутация:
Награды:
Сообщения:
1157
Из:
Yere1
Ахмадулина – это восхитительная женщина своего века, поэтесса, переводчик, эссеист.
Белла Ахматовна Ахмадулина очень многое сделала для объединения литературы разных стран. Авторитет Ахмадулиной, как поэтессы не зыблем, она всегда следовала принципам морали и нравственности, всегда ставала на защиты людей притесняемых режимом. Это по-настоящему легендарная личность. А вот что пишет о себе сама поэтесса Белла Ахмадулина.

"Я помню свой ранний возраст памятью нюха и зрения. Первое воспоминание: сильный запах мо­крого песка, из которого велено что-то лепить иль выпекать с помощью омерзительной «формочки», штучки такой, до сих пор ненавижу. Отворачиваюсь, оборачиваюсь — и вижу ярко-светлый дом в глу­бине темного сада. Да уж не в усадьбе ли все это происходит? Представьте и поверьте — да, в город­ской усадьбе прошлого времени. Эти дом и сад на Садовом кольце существуют и поныне, там обитает какое-то учреждение. В одной из комнат бывшего особняка, вместе с семьей моей, обитала и я первые три года жизни. Потом я узнаю, теперь мне кажется, что и тогда я знала, какие непоправимые несчастья постигали соседей. Как ребенок, если не урожден тупицей или убийцей, может не чувствовать, не знать? Нет у него такой возможности..."

Они уходят, не допев куплета,
Когда в их честь оркестр играет туш,
Актеры, музыканты и поэты,
Ценители уставших наших душ…
И. Тальков

Megie Дата: Понедельник, 06-12-2010, 16:48 | Сообщение # 3 |
You are my best of joy, Michael
Репутация:
Награды:
Сообщения:
4601
Из:
Санкт-Петербург
Quote (alla)
Ахмадулина – это восхитительная женщина своего века, поэтесса, переводчик, эссеист.

ага...

Quote (alla)
И. Тальков

очень красивые и печальные слова...
Megie Дата: Понедельник, 27-12-2010, 18:38 | Сообщение # 4 |
You are my best of joy, Michael
Репутация:
Награды:
Сообщения:
4601
Из:
Санкт-Петербург
АПРЕЛЬ
Вот девочки - им хочется любви.
Вот мальчики - им хочется в походы.
В апреле изменения погоды
объединяют всех людей с людьми.

О новый месяц, новый государь,
так ищешь ты к себе расположенья,
так ты бываешь щедр на одолженья,
к амнистиям склоняя календарь.

Да, выручишь ты реки из оков,
приблизишь ты любое отдаленье,
безумному даруешь просветленье
и исцелишь недуги стариков.

Лишь мне твоей пощады не дано.
Нет алчности просить тебя об этом.
Ты спрашиваешь - медлю я с ответом
и свет гашу, и в комнате темно.
1960

Megie Дата: Понедельник, 27-12-2010, 18:39 | Сообщение # 5 |
You are my best of joy, Michael
Репутация:
Награды:
Сообщения:
4601
Из:
Санкт-Петербург
СНЫ О ГРУЗИИ
Сны о Грузии - вот радость!
И под утро так чиста
виноградовая сладость,
осенившая уста.
Ни о чем я не жалею,
ничего я не хочу -
в золотом Свети-Цховели
ставлю бедную свечу.
малым камушкам во Мцхета
воздаю хвалу и честь.
Господи, пусть будет это
вечно так, как ныне есть.
Пусть всегда мне будут в новость
и колдуют надо мной
родины родной суровость,
нежность родины чужой.
1960
Megie Дата: Понедельник, 27-12-2010, 18:40 | Сообщение # 6 |
You are my best of joy, Michael
Репутация:
Награды:
Сообщения:
4601
Из:
Санкт-Петербург
НЕЖНОСТЬ
Так ощутима эта нежность,
вещественных полна примет.
И нежность обретает внешность
и воплощается в предмет.

Старинной вазою зеленой
вдруг станет на краю стола,
и ты склонишься удивленный
над чистым омутом стекла.

Встревожится квартира ваша,
и будут все поражены.
- Откуда появилась ваза?-
ты строго спросишь у жены.-

И антиквар какую плату
спросил?-
О, не кори жену -
то просто я смеюсь и плачу
и в отдалении живу.

И слезы мои так стеклянны,
так их паденья тяжелы,
они звенят, как бы стаканы,
разбитые средь тишины.

За то, что мне тебя не видно,
а видно - так на полчаса,
я безобидно и невинно
свершаю эти чудеса.

Вдруг облаком тебя покроет,
как в горних высях повелось.
Ты закричишь: - Мне нет покою!
Откуда облако взялось?

Но суеверно, как крестьянин,
не бойся, "чур" не говори -
то нежности моей кристаллы
осели на плечи твои.

Я так немудрено и нежно
наколдовала в стороне,
и вот образовалось нечто,
напоминая обо мне.

Но по привычке добрых бестий,
опять играя в эту власть,
я сохраню тебя от бедствий
и тем себя утешу всласть.

Прощай! И занимайся делом!
Забудется игра моя.
Но сказки твоим малым детям
останутся после меня.
1959

MissBselennaya Дата: Пятница, 21-10-2011, 15:53 | Сообщение # 7 |
Dangerous
Репутация:
Награды:
Сообщения:
2301
Из:
Воронеж
Из литературных пародий Леонида Филатова

Таганка-75. Белла Ахмадулина
О, вряд ли кто-нибудь предполагал,
Что я, бродя в окрестностях Таганки,
Однажды с праздным видом чужестранки
Рискну войти в тот сирый балаган!..

Надменно и взыскующе шурша
Программкой предстоящего миракля,
Я села. Все затихло. И обмякла
Моя высокомерная душа...

...Как заново рожденная на свет,
Я шла к дверям. И тут явился некто,
Чей лоб, на редкость чуждый интеллекта,
Являл намек, что он - искусствовед.

Он закричал: "Должно быть, это сон!"
(Когда б мы с ним вот так столкнулись лбами
Не здесь, а в раздевалке N-ской бани,
Он, верно, был бы меньше потрясен.)

Он продолжал: "В Москве полным-полно,
И даже свыше нужного, пожалуй,
Иных театров. Есть Большой и Малый.
Есть МХАТ. Качели. Шашки. Домино".

Я улыбнулась: "Вам не по плечу
Представить жизнь вне покера и дерби,
А мне, мой друг, за собственные деньги
Угодно видеть все, что я хочу..."

Он пригрозил: "От взрослых до детей -
Любой поклонник данного театра
Закончит век в приемной психиатра,
Страдая от навязчивых идей!.."

Я рассмеялась: "Уж скорее вы -
Находка для Канатчиковой дачи,
А впрочем, я желаю вам удачи,
Которой вы не стоите, увы!.."

...Я шла домой, и бедное чело
Точила мысль, похожая на ранку:
Сойти с ума! Примчаться на Таганку!
Пробиться в зал, где шумно и светло!,.

Во тьме кулис, ликуя и скорбя,
Узреть простых чудес чередованье!
Прийти в восторг! Прийти в негодованье!
Прийти домой! И там прийти в себя.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: