• Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Megie  
Юрий Мамлеев,"Шатуны"
Galoshka Дата: Вторник, 01-05-2012, 18:28 | Сообщение # 1 |
I Love You More
Репутация:
Награды:
Сообщения:
10757
Из:
Ростов-на-Дону


Ю́рий Вита́льевич Мамле́ев (11 декабря 1931, Москва) — русский писатель, драматург, поэт и философ. Лауреат литературной премии Андрея Белого (1991).[1] Президент «Клуба метафизического реализма ЦДЛ», член американского, французского и российского Пен-клуба, Союза писателей, Союза Литераторов и Союза драматургов России.
Основатель литературного течения «метафизический реализм» и философской доктрины «Вечная Россия». Произведения Мамлеева переведены на многие европейские языки.


Родился в семье профессора психиатрии (в 1940-х репрессирован и погиб в лагерях). Окончил лесотехнический институт в 1955, до 1974 преподавал математику в школах рабочей молодёжи. Подлинная жизнь Мамлеева была подпольной. С 1953 он занимался индийской философией, теософией, эзотерическими и оккультными учениями. С 1958 его московская комната становится местом встреч писателей и художников, близких ему по духу. Тогда же появляется в СССР оккультный самиздат. С 1953 по 1973 Мамлеев написал более ста прозаических произведений. В самиздате распространялись его тексты и магнитофонные плёнки с записью его чтений.

Летом 1974 он получил разрешение эмигрировать, до 1983 жил в США, затем переселился в Париж. Первая публикация состоялась в 1975 в журналах «Новый журнал» и «Третья волна», позже представительная подборка рассказов появилась в альманахе М. Шемякина «Аполлон-77». После выхода в США на английском языке сборника «The Sky Above Hell» (1980), названного по одному из рассказов — «Небо над адом», писатель был принят в члены ПЕН-клуба. В 1985 он закончил роман «Московский гам¬бит», первое описание эзотерических подпольных кружков в Москве 60-х гг. Написанный в 1966-1968 роман «Шатуны» только через 20 лет нашёл издателя. В 1994 Мамлеев вернулся в Москву.

В 2007 указом президента России награжден орденом Дружбы.

Творчество

Духовная основа всего творчества Мамлеева — осознание земной жизни как фазы многократных пере¬воплощений, включённых в нематериальное бытие, в силу чего смерть означает освобождение бессмертного «Я» от тела. Но Мамлеев, опубликовавший также ряд статей по метафизическим вопросам, не изображает в своих произведениях верующего человека, который на основе этого знания мог бы направить свою жизнь в более надёжное и свободное русло. Напротив, Мамлеев изображает людей, запутавшихся во власти сатанинских сил, его герои убивают, истязают, насилуют, потому что целиком поглощены материальными и сексуальными интересами. Тема романа «Шатуны» — убийство ради проникновения в тайну души убиваемого и тем самым в потусторонний мир — показывает глубину поисков в жестокой, часто мучительной прозе Мамлеева, ко-торая при перечитывании иногда ужасает и самого писателя. При этом устремления Мамлеева имеют позитивную основу: погружаясь во тьму, он стремится к проявлению света че¬ловеческой души, хочет способствовать ее росту.

Основные произведения

• Шатуны (роман, 1966)
• Московский гамбит (роман)
• Мир и хохот (роман)
• Крылья ужаса (роман)
• Блуждающее время (роман)
• Другой (роман, 2006)
• Наедине с Россией (роман, 2009)
• Империя Духа (роман, 2011)
• После конца (роман, 2011)

Galoshka Дата: Вторник, 01-05-2012, 18:43 | Сообщение # 2 |
I Love You More
Репутация:
Награды:
Сообщения:
10757
Из:
Ростов-на-Дону


Шатуны — гротескный роман русского писателя Юрия Мамлеева. Cо слов автора роман получил такое название из-за того, что шатунами называются медведи, которые не впадают в зимнюю спячку и бродят всю зиму по лесу, как бы в трансе. Как говорит сам автор медведи символизируют «маргинальное психическое состояние».

Сюжет романа заключается в истории, казалось бы, немотивированных убийств, совершаемых главным героем «Шатунов» Фёдором Сонновым. Однако Фёдор, совершая эти бессмысленные преступления, преследует определённую цель: познать извечную тайну смерти «эмпирическим» путём. Видимый мир он воспринимает в виде иллюзии. Фёдор неожиданно сталкивается с группой московских интеллектуалов-метафизиков, чьё существование пробуждает у него больший интерес, чем персонажи его будничной жизни. Такое знакомство определяет сюжет романа.

Тема романа «Шату­ны» — убийство ради проникновения в тайну души убиваемого и тем самым в потусторон­ний мир, автор показывает глубину философских поисков в жестокой, часто мучительной прозе, ко­торая при перечитывании иногда ужасает. При этом устремления Мамлеева имеют позитивную основу: погружаясь во тьму, он стремится к проявлению света че­ловеческой души, хочет способствовать её росту.

Первые версии романа «Шатуны» появились в самиздате в 1966 году. Тогда не могло быть и речи об официальной публикации романа в СССР, хотя ничего «политического» там не было, роман не подходил по морально-этическим критериям. Когда впоследствии Юрий Мамлеев представил этот роман в крупное нью-йоркское издательство, ответ был суров: «мир не готов к этой книге». Впервые официально роман был опубликован в Чикаго в 1980 году в сокращённом на треть виде под названием «Небо над адом» (англ. The sky above hell). «Мир не готов читать этот роман. И я не хотел бы жить в мире, который был бы готов читать этот роман», — отозывался нью-йоркский критик на урезанную версию «Шатунов».

Герои «Шатунов» непредсказуемы и чудовищны в своих поступках, они представляются совершенными монстрами. Большинство героев романа объяты всепоглощающей тьмой, хотя и не являются воплощениями зла, греха и преисподней. По мнению автора герои романа пересекли запретную зону, вышли за границы метафизически возможного. Критики, журналисты считают героев романа монстрами насилия, секса и безумия. Юрий Мамлеев сказал, что герои «Шатунов» «имеют в анамнезе человека из подполья Достоевского с его стремлением к запредельному». Многие персонажи Мамлеева — это метафизические бродяги, стремящиеся выйти за пределы того, что дано человеческому разуму. Эти герои не монстры, они как бы обретают оболочку монстров, когда прорываются в область запредельных сфер. А вторжение туда означает для человека опасность сумасшествия или какой-либо другой трансформации.

Герои романа условно делятся на две категории: категория «простых людей», живущих в постоянном бреду, которые не в состоянии чётко сформулировать свою внутреннюю веру, и категория «интеллигенции» — это метафизические гости из Москвы, которые также ведут абсурдный способ жизни, но постоянно концептуализируют и обсуждают свой бред и абсурд, отстаивают свои ценности как религиозную необходимость.


  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: