Английский киноактёр, сценарист, композитор и режиссёр, универсальный мастер кинематографа, создатель одного из самых знаменитых образов мирового кино — образа бродяжки Чарли. Младший брат актёра Сидни Чаплина. Лауреат премии Американской Киноакадемии 1973 и дважды обладатель внеконкурсного почётного Оскара 1929 и 1972. Один из самых величайших актёров за всю историю человечества. Чарли Чаплин родился 16 апреля 1889 года в Лондоне, в семье артистов мюзик-холла. Его родители — Чарльз Спенсер Чаплин-старший и Ханна Чаплин (на сцене Лили Герли) — были эстрадными актерами. Мать выступала с песнями и танцами в различных театрах, в том числе в антрепризе известных композиторов, авторов популярных оперетт — Джильберта и Салливена. Отец — обладатель приятного баритона — был в середине 1880-х годов очень популярен в лондонских мюзик-холлах. Ему неоднократно приходилось гастролировать в Европе, выступал он и в Нью-Йорке. В его репертуаре встречались и песенки, сочиненные им самим. Сценическая карьера Чарльза Спенсера Чаплина закончилась трагически: он потерял голос, лишился ангажемента, стал пить и умер 9 мая 1901 года в лондонском госпитале св. Фомы в возрасте 37 лет Ханна Чаплин вскоре после смерти мужа тяжело заболела. В 1896 году она потеряла рассудок и позже была помещена в психиатрическую клинику. Братья Сид и Чарли (вместе с матерью) оказались в работном доме в Ламбете, а затем были отданы в школу для сирот и бедных детей. Они вынуждены были самостоятельно зарабатывать на жизнь.
Чарли впервые выступил на сцене в 1894 году, в возрасте пяти лет, заменив в программе мюзик-холла свою мать. В конце 1898 года он поступил в детскую танцевальную группу «Восемь ланкаширских парней». Интересно, что поздне́е критики называли фильмы Чаплина «фильм-балет». На рождество 1900 года «Ланкаширские парни» участвовали в пантомиме «Золушка»; Чаплин в костюме кошки впервые получил возможность рассмешить зрителей. Весной 1901 года Чаплин уходит из «Ланкаширских парней». Чарли редко посещал школу, работал продавцом газет, помощником врача, в типографии и т. д., но нигде подолгу не задерживался из-за малого возраста. В 1903 году он (в возрасте 14 лет) получил постоянную работу в театре и роль посыльного Билли в пьесе «Шерлок Холмс». В это время Чаплин был практически неграмотным. Когда ему вручили текст роли, он боялся, что его попросят прочитать вслух несколько абзацев. Роль ему помог выучить брат Сидни. В течение нескольких лет Чарли также играет в варьете. С 16 лет регулярно играл на скрипке по 4—16 часов в день, брал уроки у театрального дирижёра, или его знакомых.
21 февраля 1908 года получает место актёра в театральном предприятии Фреда Карно, которое поставляло готовые скетчи и пантомимы для целого ряда мюзик-холлов, и вскоре становится одним из ключевых актёров в ряде постановок (некоторые из них он позже адаптировал для экрана). Чаплин с труппой Карно был на гастролях в США с сентября 1910 года по июнь 1912 года. В 1912 году он на пять месяцев возвращается в Англию, а 2 октября 1912 года молодой человек приезжает вместе с труппой Карно в США и остаётся в этой стране. Во время одного из выступлений его замечает кинопродюсер Мак Сеннет. Игра Чарли нравится Маку, и он приглашает артиста на работу в свою студию «Кистоун Филм» (Keystone Film). 23 сентября 1913 года Чаплин заключает контракт с «Кистоун Филм» с жалованием в 150 $ в неделю.
Поначалу Чаплин пытается имитировать довольно грубый стиль сеннетовских комедий-экспромтов, однако успех ему приносит именно отход от этого стиля. Вскоре он становится знаменитым киноактёром и начинает формировать и оттачивать свой экранный образ. Поначалу его персонаж Чез (на съёмочных «хлопушках» в сохранившихся рабочих дублях он обозначался как Chas Chaplin, Авенариус называет его «Чейс») выглядел нагловатым жуликом и ловеласом, однако постепенно в нём появляется всё больше человеческой теплоты и лиризма, который зритель привык связывать с образом Маленького Бродяги. Постепенно осваивая всё новые аспекты кинопроизводства, Чаплин перестаёт удовлетворяться только актёрской работой и уговаривает Сеннета разрешить ему самому ставить фильмы. Вскоре Чаплин начинает понимать, что работа на Сеннета ограничивает его творческие возможности, и уходит из «Кистоун».
В 1914 году Чаплин самостоятельно снял свой первый фильм («Застигнутый дождём»), в котором он выступил в качестве актёра, режиссёра и сценариста. Заработки Чарли быстро растут: если в 1914 году в «Кистоун» он получает 150 долларов в неделю, то уже в 1915 году в студии «Эссеней Филм» (Essanay Film) — 1250 в неделю плюс бонус 10 000 за контракт; в 1916—1917 годах, в «Мьючуэл Филм» (Mutual Film) — 10 000 в неделю плюс 150 000 за контракт. В 1917 году Чаплин заключает со студией «Фёрст Нэшнл» (First National Pictures) контракт на 1 млн долларов, становясь по тем временам самым дорогим актёром в истории. Со временем он решил обрести творческую самостоятельность и в 1919 году основал студию «Юнайтед Артистс» совместно с Мэри Пикфорд, Дугласом Фэрбэнксом и Дэвидом У. Гриффитом.
До 1922 года Чаплин не имел собственного дома — жил в арендованных домах, гостиницах и клубе. В 1922 г. Чаплин построил свой дом в Беверли-Хиллс. В доме, кроме 40 комнат, были кинозал и орга́н. Славу Чаплину принесло немое кино, и хотя звук появился в фильмах уже в 1927 году, Чарли остаётся верным старой кинотехнике ещё целое десятилетие. Первой полностью звуковой картиной Чаплина стал «Великий диктатор» — антигитлеровский фильм, снятый в 1940 году. Это был последний фильм, где используется образ бродяжки-Чарли. В 1952 году Чаплин создаёт фильм «Огни рампы» — рассказ о судьбе творческого человека и о творчестве вообще. 17 сентября 1952 года Чаплин отправился в Лондон на мировую премьеру «Огней рампы», и глава ФБР Эдгар Гувер добился от иммиграционных властей запрета на обратный въезд актёра в страну. Чаплин поселился в Швейцарии, в городке Веве. В Швейцарии Чаплин пишет музыку к своим старым немым фильмам, озвучивает фильм «Золотая лихорадка». Актёр был награждён советской Международной премией Мира в 1954 году. В своём фильме «Король в Нью-Йорке» (1957) Чаплин всё ещё сам играет главную роль. В 1964 году Чаплин издал свои мемуары, которые легли в основу биографического художественного фильма «Чаплин» (1992). Последний фильм «Графиня из Гонконга» Чаплин ставит по своему сценарию в 1967 году; главные роли в фильме исполнили Софи Лорен и Марлон Брандо. В 1972 году Чаплин во второй раз получил почётного «Оскара». Для этого он приехал на короткое время в США — ему выдали лишь ограниченную визу.[u] 4 марта 1975 года Чаплин был посвящён в рыцари королевой Елизаветой II. Артист скончался во сне 25 декабря 1977 года в своём доме в Веве и похоронен на местном кладбище. В память о Чарли Чаплине на берегу Женевского озера установлен памятник. 1 марта 1978 года гроб с телом Чаплина был выкопан и похищен с целью получения выкупа. Полиция арестовала преступников, и тело актёра было перезахоронено 17 мая 1978 года под 6 футами (1,8 м) бетона, чтобы в будущем предотвратить подобные попытки. Чаплин был женат четыре раза, у него было 11 детей. Некоторые из них также пробовали себя в качестве актёров, в частности широкую известность как актриса получила Джералдина Чаплин.
Политические преследования
ФБР завело дело на Чаплина ещё в 30-х годах — после фильма «Новые времена». Дело состояло из 1 900 листов. Во время съёмок фильма «Великий диктатор» Чаплина предупреждали, что у фильма будут неприятности с цензурой. Чаплина просили отказаться от производства фильма, уверяя, что он никогда не будет показан ни в Англии, ни в США. После нападения Германии на СССР давление сверху прекратилось, но стали поступать письма с угрозами от зрителей. В некоторых из них содержались обещания, что в кинотеатры, в которых начнут показывать «Диктатора», будут кидать бомбы с удушливым газом и стрелять в экран. Чаплин пытался договориться с лидером профсоюзов портовых грузчиков об охране кинотеатров. После выхода «Диктатора» на экраны нью-йоркская газета «Дейли ньюс» писала, что «Чаплин тыкал в зрителей „коммунистическим пальцем“». Нацистская пропаганда начала называть Чаплина евреем. Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности начала расследование деятельности Чаплина, одним из пунктов расследования была его национальная принадлежность. Чаплин никогда не был гражданином США. Выпуск фильма «Месье Верду» был запрещён цензурой. После дополнительного монтажа цензоры всё же разрешили фильм к прокату. Демонстрация «Месье Верду» сопровождалась в Соединённых Штатах протестами. В газетах началась травля Чаплина. Кроме обвинений в принадлежности к коммунистам добавились обвинения в том, что он не получил гражданства США. В 1952 году Чаплин захотел ненадолго выехать в Англию и запросил у иммиграционных служб США обратную визу. Иммиграционные службы США начали проводить собственное расследование, которое продолжалось несколько месяцев, и выдали Чаплину въездную визу. Уже на пути в Европу Чаплину сообщили, что въезд в США ему закрыт, а для получения визы ему предстоит ответить комиссии департамента иммиграции на ряд обвинений политического порядка, а также на обвинение в моральной распущенности.
Интересные факты
Чаплин на четыре дня старше Гитлера, спародированного им в «Великом диктаторе». У Чаплина были голубые глаза. Чаплин был левшой, и даже на скрипке играл с левой руки. Первым автомобилем Чаплина был роскошный скоростной Locomobile стоимостью 4900 $ производства компании Locomobile. Любимым видом спорта Чаплина был бокс. С Вирджинией Черрилл (исполнительницей главной роли в фильме «Огни большого города») Чаплин познакомился на стадионе во время боксёрского боя. Любимым танцем Чаплина было танго. В фильме «Огни большого города» он «совместил» бой на ринге с танго. Чаплин на своих фильмах заработал около 10,5 млн долларов. Чаплин продал все свои акции в 1928 году, основываясь на данных о безработице — до наступления Великой депрессии. Во время съёмок фильмов Чаплина произошёл всего один несчастный случай. Травму получил сам Чаплин на съёмках фильма «Тихая улица». Чаплин однажды инкогнито принимал участие в конкурсе двойников Бродяги. По одной версии он занял в конкурсе второе место, по другой версии — третье, по третьей версии — пятое. Любимым комиком Чаплина в последние годы его жизни был британец Бенни Хилл. Когда Хилл в 1991 году посетил семью Чаплина, ему показали большую коллекцию видео с шоу Бенни Хилла, собранную Чаплином. В 20-х годах персонаж Чаплина («маленький человек») был известен в Европе под именем «Шарло». В дореволюционной России фильмы Чаплина не пользовались значительным успехом. http://ru.wikipedia.org/wiki....5%D1%80
Это жизнь. Чарли Чаплин
Когда я полюбил себя, я понял, что тоска и страдания – это только предупредительные сигналы о том, что я живу против своей собственной истины. Сегодня я знаю, что это называется «БЫТЬ САМИМ СОБОЙ»
.Когда я полюбил себя, я понял, как сильно можно обидеть кого-то, если навязывать ему исполнение моих же собственных желаний, когда время еще не подошло, и человек еще не готов, и этот человек – я сам. Сегодня я называю это «САМОУВАЖЕНИЕМ»
Когда я полюбил себя, я перестал желать другой жизни, и вдруг увидел, что жизнь, которая меня окружает сейчас, предоставляет мне все возможности для роста. Сегодня я называю это «ЗРЕЛОСТЬ»
Когда я полюбил себя, я понял, что при любых обстоятельствах я нахожусь в правильном месте в правильное время, и все происходит исключительно в правильный момент. Я могу быть спокоен всегда. Теперь я называю это «УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ»
Когда я полюбил себя, я перестал красть свое собственное время и мечтать о больших будущих проектах. Сегодня я делаю только то, что доставляет мне радость и делает меня счастливым, что я люблю и что заставляет мое сердце улыбаться. Я делаю это так, как хочу и в своем собственном ритме. Сегодня я называю это «ПРОСТОТА»
Когда я полюбил себя, я освободился от всего, что приносит вред моему здоровью – пищи, людей, вещей, ситуаций. Всего, что вело меня вниз и уводило с моего собственного пути. Сегодня я называю это «ЛЮБОВЬЮ К САМОМУ СЕБЕ»
Когда я полюбил себя, я перестал всегда быть правым. И именно тогда я стал все меньше и меньше ошибаться. Сегодня я понял, что это «СКРОМНОСТЬ»
Когда я полюбил себя, я прекратил жить прошлым и беспокоиться о будущем. Сегодня я живу только настоящим моментом и зову это «УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ»
Когда я полюбил себя, я осознал, что ум мой может мне мешать, что от него можно даже заболеть. Но когда я смог связать его с моим сердцем, он сразу стал моим ценным союзником. Сегодня я зову эту связь «МУДРОСТЬ СЕРДЦА»
Нам больше не нужно бояться споров, конфронтаций, проблем с самими собой и с другими людьми. Даже звезды сталкиваются, и из их столкновений рождаются новые миры. Сегодня я знаю, что это- «ЖИЗНЬ»
Большое спасибо за тему. Чарльз гениальный человек. Он снимал очень хорошие фильмы, которые были смешными и в то же время очень драматическими. Жаль, что в наше время мало кто понимает его фильмы.
Quote (анна-астро)
Первой полностью звуковой картиной Чаплина стал «Великий диктатор»
Наверное мой самый любимый фильм Чарли. С его стороны было очень смело снимать такой фильм в такое время. Читал, что Гитлер видел этот фильм и ему он очень понравился.
Quote (анна-астро)
В 1972 году Чаплин во второй раз получил почётного «Оскара».
В этом году он получил свой первый Оскар.
Quote (анна-астро)
Выпуск фильма «Месье Верду» был запрещён цензурой
Не совсем мне понято из-за чего. Даже для тех годов в фильме не было ничего плохого.
Сообщение отредактировал CharlieChaplin - Пятница, 20-08-2010, 22:03
Анют, юольшое спасибо за тему! Её не хватало. Помню меня как-то прям накрыло и я читала про Чаплина и смотрела сним фильмы. Спать хотелось жутко, но было так интересно, что не могла выключить ноутбук.
Чарли являлся для многих артистов вдохновением. На него ровнялись, ему подражали! Несомненно стоит глубже изучить его биографию и творчество, что бы проникнутся личностью.
Ч.Чаплин: «Я решил сделать героя из противоречий, только и всего. Он нищий с благородными манерами, и, получив по морде, первым делом поправляет котелок».
"Я могу точно сказать, - рассказывает Чаплин о первых годах работы в Голливуде, - когда у меня впервые появилась мысль придать своим комедийным фильмам еще одно измерение. В картине "Новый привратник" был эпизод, когда хозяин выгоняет меня с работы. Умоляя его сжалиться, я начинал показывать жестами, что у меня куча детей, мал мала меньше. Я разыгрывал эту сцену шутовского отчаяния, а тут же стояла наша старая актриса Алиса Девенпорт и смотрела на нас. Я случайно взглянул в ее сторону и, к своему удивлению, увидел ее в слезах.
- Я знаю, что это должно вызывать смех, - сказала она, - но я гляжу на вас и плачу.
Она подтвердила то, что я давно уже чувствовал: я обладал способностью вызвать не только смех, но и слезы".
Но вот что интересно, что характерно почти для всех фильмов Чаплина: каждый раз эта забота о чужом человеке становится источником его собственных несчастий. Каждый раз, спасая других, устраивая их судьбы, принося им счастье, он тем самым приносит горести и неудачи самому себе.
Такова парадоксальная и драматическая судьба Чарли. Переходя из фильма в фильм, он не накапливает никакого опыта, не обогащается никакой житейской, обывательской, мудростью эгоиста, не приспосабливается, не становится равнодушным к чужим несчастьям и бедам. Никакие злоключения не способны ожесточить его сердце. Примирение с окружающей действительностью для него принципиально невозможно. Ему чужды корысть, стремление эксплуатировать чужие слабости и пороки, он не хочет быт ничьим господином. Он ничего не нажил и ничего не приобрел, не усвоил ни одного из волчьих законов того общества, в котором ему приходится жить.
Человеческое и человечность - вот смысл и тема образа Чарли, тема творчества Чаплина. Искусство Чаплина имело и имеет мужество напоминать о высоком назначении человека, о человечности, как об обязательном, исконном свойстве общества.
Я верю, что могущество смеха и слез сможет стать противоядием от ненависти и страха.
Чаплин и Эйнштейн
Эйнштейн однажды написал Чарли Чаплину: «Ваш фильм «Золотая лихорадка» понятен во всем мире, и Вы непременно станете великим человеком». На что Чаплин ответил: «Я Вами восхищаюсь еще больше. Вашу теорию относительности никто в мире не понимает, а Вы все-таки стали великим человеком».
Без Чаплина кинематограф был бы неполным. Его фильмы стали просто классикой кинематографа, что и говорить: и сегодня его фильмы актуальны. Сам Радж Капур взял его образ: шляпа, "утиная походка". Подражают ведь только достойным людям, это факт.
....всем привет!!!....завтра весь мир отметит день рождения Чарли Чаплина...прошло 122 года со дня его рождения...и все мы любим и помним смешные и добрые фильмы этого замечательного человека.... [c]...С днём Рожденья,Чарли!!!...[c] [c]
А знаете ли вы, что известный американский драматург Юджин О’Нил отказался от собственной дочери, потому что она вышла замуж за Чарли Чаплина. Юджин О’Нил – американский драматург, лауреат Нобелевской премии по литературе, четырехкратный лауреат Пулитцеровской премии, сказал категоричное «нет», услышав о намерении его дочери, Уны, выйти замуж за английского комика. И проблема была скорее всего не в смешных усиках и коротеньких ножках жениха, не в его кривляниях, что делало его совсем не похожим на героев произведений О’Нила со сложными и трагичными судьбами.
Скорее всего отцу не понравилось то, что будущий зять был всего на полгода младше его самого – в 1943 году, когда Чарли Чаплин познакомился с Уной О’Нил, ему было уже 54, тогда как Уне только исполнилось 17. Юджин О’Нил поклялся не разговаривать с дочерью, если она выйдет замуж за Чаплина, что она незамедлительно и сделала.
Но, что удивительно, этот брак Чаплина (третий, между прочим) был очень крепким. Семья просуществовала вплоть до смерти Чаплина в 1977 году, в браке родились восемь детей.
Вся наша жизнь является чередой событий, которые сменяются один за другим, оставляя после себя лишь воспоминания, веселые или тревожные, грустные или смешные, которые переживаются в памяти затем еще ни один раз. Вполне естественно, что жизнь простого человека интересна исключительно ему лично, его друзьям, родным и знакомым, поэтому интересные моменты его биографии не становятся широко известными.
А вот занимательные случаи из жизни знаменитых исторических личностей становятся известны миллионам людей по всему миру, и пересказываются разными поколениями. К одной из таких личностей, вызывающей немалый интерес вот уже столько лет является великий комик Чарли Чаплин. Вся жизнь этого великого актера, режиссера и просто неординарного человека представляет собой череду занимательных событий, которые могут не только повеселить публику, но и заставить задуматься о жизни в целом.
Самым интересным фактом из биографии Чаплина является то, что, прожив в Соединенных Штатах Америки более сорока лет, он так и не стал гражданином этой страны. Мало того, в 1952 году ему вообще было запрещено получать визу для въезда в эту страну, так как против Чаплина были выдвинуты политические обвинения и обвинения в распущенности морального плана. Вообще великий комик вне экрана был достаточно активной политической личностью, стремящейся добиться пресловутого «мира во всем мире».
В принципе, и на экран он переносил подобные свои чаяния, чего стоит только его знаменитый фильм «Великий диктатор», который имел достаточно сложную историю. Сначала картину не хотели показывать в кинотеатрах США и Англии, боясь нарушить хрупкий мир с фашисткой Германией, обвиняя Чаплина в разжигании истерии. А после того, как Гитлер напал на Советский Союз, Чаплину стали приходить угрожающие письма из-за этой картины.
Весьма занимательна история о том, как непосредственно Адольф Гитлер смотрел этот фильм. После просмотра фюрером «Великого диктатора» Чарли Чаплина стали называть евреем и подлецом (?), и даже была создана специальная комиссия по расследованию антиамериканских действий актера. После того как Чарли Чаплин выступил на митинге во время Второй мировой войны и призвал как можно скорее открыть второй фронт, чтобы задавить фашистскую опасность, западная пропаганда заклеймила его коммунистом за обращение к собравшимся с речью, первым словом которой было слово «Товарищи».
Одной из самых интересных и юмористичных рассказов, связанных с Чарли Чаплиным, является история его первого выступления на сцене мюзик-холла. Забавным является уже то, что на тот момент будущему великому комику исполнилось всего лишь пять (!) лет, и на сцену он вышел, чтобы заменить освистанную зрителем маму, которая служила там. Чаплина вывели за руку на сцену, и он спел песню «Джек Джонс». Как уж он ее там пел история умалчивает, но зрители стали бросать на сцену монеты, и мальчик, прервав песню на полуслове, сказал, что сначала он соберет все монеты, и только потом допоет песенку до конца. Пунцовый от стыда директор мюзик-холла под хохот зала стал помогать мальчику собирать монеты со сцены, а затем попытался уйти за кулисы, но не тут то было – Чарли решил, что директор хочет украсть его заработок, и буквально «прилип» к директору. Лишь увидев, что несчастный директор отдал собранные деньги матери Чаплина, Чарли продолжил свое выступление. Как сказали бы сейчас, Чаплин буквально взорвал зал своим дебютом, что, вероятнее всего, и предопределило его дальнейшую судьбу и славу самого великого комедийного артиста всех времен и народов. http://biopeoples.ru/facts/1105-1.html
Речь Чарли Чаплина на праздновании своего 70-летия.
Когда я полюбил себя, я понял, что тоска и страдания – это только предупредительные сигналы о том, что я живу против своей собственной природы. Сегодня я знаю, что это Честность. Когда я полюбил себя, я понял, как сильно можно обидеть человека, навязывая ему исполнение моих желаний, понимая, что еще не время для этого и человек к этому не готов, даже если этот человек – я сам. Сегодня я называю это Уважением. Когда я полюбил себя, я перестал желать другой жизни, и смог увидеть, что все, что меня окружает, приглашает меня к росту. Сегодня я называю это Зрелостью. Когда я полюбил себя, я понял, что при любых обстоятельствах я нахожусь в нужном месте в нужное время, и все происходит в нужный момент. Я всегда могу быть спокоен. Теперь я называю это Уверенностью. Когда я полюбил себя, я перестал тратить свое время и прекратил мечтать о будущих грандиозных проектах.. Сегодня я делаю то, что доставляет мне радость, что я люблю делать, что радует мое сердце, и я это делаю в своем ритме. Сегодня я называю это Простотой.
Когда я полюбил себя, я освободился от всего, что приносит вред моему здоровью – пищи, людей, вещей, ситуаций. Всего, что сбивает меня с пути. Сегодня я называю это Любовью к самому себе. Когда я полюбил себя, я перестал пытаться быть всегда правым, и с тех пор я реже неправ. Сегодня я понял, что это Скромность. Когда я полюбил себя, я прекратил жить прошлым и беспокоиться о будущем. Сегодня я живу сегодняшним днем, в котором все и происходит. Я зову это Удовлетворением. Когда я полюбил себя, я понял, что мой ум может беспокоить меня и даже сделать меня больным. Но когда я смог связать его с моим сердцем, он сразу стал моим ценным союзником. Сегодня я зову эту связь Мудрость сердца. Нам больше не нужно бояться споров, столкновений или каких-нибудь проблем с собой и другими. Даже звезды сталкиваются, и из их столкновений рождаются новые миры. Сегодня я знаю, что это Жизнь.
По материалам:Charlie Chaplin – A Sahaj Declaration about Life on his 70th Birthday
На протяжении десятилетий Чарли Чаплина боготворили миллионы. Между тем, пожалуй, трудно найти фигуру, менее достойную обожания. Изощренное чудовище на съемочной площадке и беспринципный развратник в личной жизни - вот каким на самом деле был экранный милашка с усиками и тросточкой. Многие из тех, кому довелось работать с титаном кино XX века, сходились во мнении, что причину большинства явных изъянов в психике выдающегося актера и режиссера следует искать в его детстве. Мать Чарли Ханна сошла с ума, и ее поместили в приют для умалишенных в Южном Лондоне. А его отец, певец мюзик-холла, горький пьяница, отказывающийся платить Ханне алименты на детей, скончался от цирроза, когда Чарли было 12 лет. А вот женщин, которые бы совмещали в себе непосредственность детства с зрелой умудренностью и опытностью, досталось любвеобильному комику всего две. Первой была роскошная блондинка Эдна Первиэнс (Edna Purviance), дебютировавшая в том самом историческом фильме 1915 года, когда на свет появился образ Чарли-Бродяги. С умом и хитростью у Эдны дела обстояли не так хорошо, как с красотой. Влюбившись в своего старшего коллегу по уши, она в течение двух лет следовала за ним повсюду, словно мышиный хвостик. Но Чарли по натуре был донжуаном, а его само собой окружали, где бы он ни появлялся, толпы восторженных поклонниц. Когда же глупенькая Эдна (21.10.1895-11.01.1958) решила вызвать ревность в предмете своего обожания и появилась в свете под руку с каким-то невразумительным джентльменом, Чаплин в тот же вечер велел ей собирать свои вещи и убираться вон. Разлука с Эдной вряд ли стала для Чарли душевной травмой. В 1917 году он уже обратил отнюдь не отеческий взор на 16-летнюю балерину Милдред Харрис (Mildred Harris). У девчушки, несмотря на нежный возраст, была четкая цель в жизни. Мисс Харрис хотела (невзирая на свой нежный возраст) выйти замуж за богатого и известного кинорежиссера. Проведя с чадолюбивым комиком в койке пару ночей, девица решила прибегнуть к способу, известному, наверное, со времен первобытного человека. Взяла и объявила себя беременной и пригрозила, что подаст на него в суд, если тот не обвенчается с ней. В Калифорнии за совращение малолетних дают как минимум 30 лет, и Чарли ничего не оставалось, как сунуть голову в брачное ярмо. Само собой беременность оказалась липовой, но через год верная супружескому долгу Милдред Харрис (29.11.1901-20.07.1944) все же подарила актеру ребенка, что, впрочем, не имеет никакого значения, поскольку младенец скончался на третий день жизни. Чарли же свою молодую жену к тому времени люто ненавидел. Супруги не общались, живя под одной крышей. Актер постоянно укорял бедную девочку, что она мешает его творчеству, и довел ее в конце концов до того, что в 1920 году Милдред подала на развод, который вскоре и состоялся.
Сам же великий артист уже устремил взоры на женщину (точнее, конечно, пока еще девочку), которой суждено было стать его второй женой. В его первом игровом фильме "Малыш" ("The Kid") эта 12-летняя кроха играла не кого-нибудь, а ангела. Звали ее Лолита Мак-Мюррей (Lolita MacMurray) или Лита Грэй (Lita Grey). Поначалу опытный ловелас и в самом деле видел себя в качестве отца-наставника маленькой сиротки (у Литы никогда не было папы). Но вскоре дела приняли совсем другой оборот. Накануне запуска фильма "Золотая лихорадка" ("The Gold Rush") с ее участием в производство 15-летняя паршивка умудрилась забеременеть, причем по-настоящему, обзаведясь нагло выпирающим пузом. Отсиживать 30 лет за решеткой Чаплину, как и прежде, не хотелось, лишнего скандала - тоже, тем более что слава "простачка"-Чарли, как любителя маленьких девочек, росла и ширилась. Оставался один выход. Обвенчались молодые тайно в Мексике в ноябре 1924 года, умудрившись улизнуть от преследовавшей их по пятам прессы.
Медовый месяц, судя по всему, удался на славу. В ожидании поезда, на котором новобрачные ехали домой, в Калифорнию, Чаплин назвал семейку своих новоиспеченных родственников "сборищем помешанных на деньгах подонков". А когда беременная Лита, на секунду потеряв сознание, сделала шаг к краю платформы, Чарли подошел к ней сзади и елейным голосочком поинтересовался: - Что же ты остановилась?
Место Литы и на съемочной площадке, и в сердце Чарли Чаплина заняла 24-летняя актриса Джорджия Хейл (Georgia Hale). Такого отпора великому лицедею и бабнику встречать еще не доводилось. Ровно четыре года не пускала его Джорджия в свою надушенную опочивальню - вплоть до того дня, когда судья объявил о разводе мистера и миссис Чаплин. Актер отделался 1 миллионом и 125 тысячами долларов алиментов, 1 миллионом судебных издержек, еще двумя миллионами, которые он заплатил в фонд налогов, и скандальными заголовками во всех газетах мира.
В те времена к его услугам были самые роскошные женщины и девочки мира. Вот как вспоминает о Чаплине одна из имевших честь быть допущенной к его телу:
- Идеально сложенный, всегда с особой щепетильностью одетый, с густой седой шевелюрой, белоснежными зубами и кожей цвета слоновой кости, он казался таким чистеньким и сверкающим, словно только что вынутая из океанских вод жемчужина... Разумеется, такому подарку судьбы в конце концов надо было хотя бы внешне остепениться. И в 1943 году, когда Чаплин подыскивал героиню на роль в одном из фильмов, ему предложили взглянуть на дочку знаменитого драматурга Юджина О'Нила (Eugene O'Neill).
"Едва я услышал, что ей всего 17, - писал потом старый греховодник в своей автобиографии, - как сердце мое упало", а после он лукаво распространяется о том, как пугала его их фантастическая - 36 лет - разница в возрасте. Как бы там ни было, пожениться они решили уже через несколько недель... Вскоре чета удалилась в Европу, где и прожила долго и счастливо, нарожав детей и года не дотянув до дня серебряной свадьбы. Скончался же великий комик и сердцеед в 1977 году, подарив миру своего последнего отпрыска в возрасте 90 лет.
Чарли Чаплин и конкурс двойников. Правдивая история. Имеет место широкоизвестный факт из биографии Чарли Чаплина, что он принимал участие в конкурсе двойников Чарли Чаплина. Он действительно принимал участие в одном из таких конкурсов, но проходил этот конкурс в театре Сан-Франциско, а не в Монако, Сан-Франциско и Швейцарии, как указывается в некоторых источниках. История умалчивает о том, какое место он занял на конкурсе, но точно известно, что Чарли не прошел даже в финал! А в Википедии написано что "По одной версии он занял в конкурсе второе место, по другой версии — третье, по третьей версии — пятое."
Великий человек. Сейчас, читая книгу о Чаплине, я все больше понимаю, почему Майкл настолько проникся этим человеком и сколько общего было в их характерах, в их жизненном пути, отношении ко многим вещам. Больше всего мне понравилась его фраза: "Даже в приюте, даже на улицах, когда я пытался раздобыть еды, чтобы выжить, я видел себя величайшим на свете актером. Я должен был ощутить тот прилив сил, который дарует полная вера в себя. Без этого ты обречен".
«Через 11 недель после похорон Чарли Чаплина стало известно, что гроб с телом выдающегося комика похищен. Вскоре выяснилось, что останки звезды немого кино украли с целью выкупа. У вдовы актера неизвестный потребовал по телефону 480 тысяч долларов. К удивлению грабителей, Уна Чаплин платить категорически отказалась, сказав: «Мой муж обитает на небесах и у меня в сердце. А то, что попало к вам в руки, мне неинтересно». Похоже, Чаплин предвидел подобную возможность, поскольку за год до смерти он сказал жене: «В случае похищения тела выкуп грабителям не выплачивать». За раскрытие этого преступления взялась тайная полиция. Вдове Чаплина сказали вести телефонные переговоры с преступниками до тех пор, пока не удастся засечь их местонахождение. К большой радости похитителей, Уна стала сговорчивее. Наконец 17 мая 1978 года швейцарская полиция провела успешную операцию по задержанию вымогателей. Ими оказались безработный автослесарь, 24-летний поляк Роман Вардас, и 38-летний болгарский эмигрант Ганчо Ганев. Они прочитали заметку о похищении праха итальянского богача Сальваторе Матарессы и получении за это огромного выкупа. Первоначально приятели намеревались не вытаскивать тяжелый гроб, а закопать его поглубже, имитируя похищение тела. Но в ночь, когда похитители пришли на кладбище, шел дождь и в яму натекло так много воды, что первоначальный замысел не удался. Тогда грабители достали гроб и вывезли его на автофургоне, зарыв на окраине пшеничного поля неподалеку от Лозанны. После ареста преступников останки Чаплина вернули на прежнее место. А чтобы избежать повторной кражи, гроб поместили в бетонный контейнер. Романа Вардаса суд приговорил к четырем с половиной годам лишения свободы, а Ганчо Ганева — к полутора годам условно. Владелец поля на месте временной могилы Чаплина поставил массивный деревянный крест, на котором деревенский резчик вырезал изображение великого актера в котелке с тросточкой...» По материалам «Нашей газеты» http://www.nasha.lv/article.php?id=5601948&date=29-11-2007
Сейчас ночь. Рождественская ночь. Все вооруженные воины моей маленькой крепости уснули. Спят твой брат, твоя сестра. Даже твоя мать уже спит. Я чуть не разбудил уснувших птенцов, добираясь до этой полуосвещенной комнаты.
Как далеко ты от меня! Но пусть я ослепну, если твой образ не стоит всегда перед моими глазами. Твой портрет – здесь на столе, и здесь, возле моего сердца. А где ты? Там, в сказочном Париже, танцуешь на величественной театральной сцене на Елисейских полях. Я хорошо знаю это, и все же мне кажется, что в ночной тишине я слышу твои шаги, вижу твои глаза, которые блестят, словно звезды на зимнем небе. Я слышу, что ты исполняешь в этом праздничном и светлом спектакле роль персидской красавицы, плененной татарским ханом. Будь красавицей и танцуй! Будь звездой и сияй! Но если восторги и благодарность публики тебя опьянят, если аромат преподнесенных цветов закружит тебе голову, то сядь в уголочек и прочитай мое письмо, прислушайся к голосу своего сердца.
Я твой отец, Джеральдина!
Я Чарли, Чарли Чаплин! Знаешь ли ты, сколько ночей я просиживал у твоей кроватки, когда ты была совсем малышкой, рассказывая о спящей красавице, о недремлющем драконе? А когда сон смежал мои старческие глаза, я насмехался над ним и говорил: «Уходи! Мой сон – это мечты моей дочки!» Я видел твои мечты, Джеральдина, видел твое будущее, твой сегодняшний день. Я видел девушку, танцующую на сцене, фею, скользящую по небу. Слышал, как публике говорили: «Видите эту девушку? Она дочь старого шута. Помните, его звали Чарли?»
Да, я Чарли! Я старый шут!
Сегодня твой черед. Танцуй! Я танцевал в широких рваных штанах, а ты танцуешь в шелковом наряде принцессы. Эти танцы и гром аплодисментов порой будут возносить тебя на небеса. Лети! Лети туда! Но спускайся и на землю! Ты должна видеть жизнь людей, жизнь тех уличных танцовщиков, которые пляшут, дрожа от холода и голода. Я был таким, как они, Джеральдина. В те ночи, в те волшебные ночи, когда ты засыпала, убаюканная моими сказками, я бодрствовал. Я смотрел на твое личико, слушал удары твоего сердечка и спрашивал себя: «Чарли, неужели этот котенок когда-нибудь узнает тебя?» Ты не знаешь меня, Джеральдина…
Множество сказок рассказывал я тебе в те далекие ночи, но свою сказку – никогда. А она тоже интересна. Это сказка про голодного шута, который пел и танцевал в бедных кварталах Лондона, а потом… собирал милостыню… Вот она, моя сказка! Я познал, что такое голод, что такое не иметь крыши над головой. Больше того, я испытал унизительную боль скитальца-шута, в груди которого бушевал целый океан гордости, и эту гордость больно ранили бросаемые монеты. И все же я жив, так что оставим это. Лучше поговорим о тебе.
После твоего имени – Джеральдина – следует моя фамилия – Чаплин. С этой фамилией более сорока лет я смешил людей на земле. Но плакал я больше, нежели они смеялись. Джеральдина, в мире, в котором ты живешь, существуют не одни только танцы и музыка!
В полночь, когда ты выходишь из огромного зала, ты можешь забыть богатых поклонников, но не забывай спросить у шофера такси, который повезет тебя домой, о его жене. И если она беременна, если у них нет денег на пеленки для будущего ребенка, положи деньги ему в карман. Я распорядился, чтобы в банке оплачивали эти твои расходы. Но всем другим плати строго по счету. Время от времени езди в метро или на автобусе, ходи пешком и осматривай город. Приглядывайся к людям! Смотри на вдов и сирот! И хотя бы один раз в день говори себе: «Я такая же, как они».
Да, ты одна из них, девочка! Более того. Искусство, прежде чем дать человеку крылья, чтобы он мог взлететь ввысь, обычно ломает ему ноги. И если наступит день, когда ты почувствуешь себя выше публики, сразу же бросай сцену. На первом же такси поезжай в окрестности Парижа. Я знаю их очень хорошо! Там ты увидишь много танцовщиц вроде тебя, даже красивее, грациознее, с большей гордостью. Ослепительного света прожекторов твоего театра там не будет и в помине. Прожектор для них – Луна. Вглядись хорошенько, вглядись! Не танцуют ли они лучше тебя? Признайся, моя девочка! Всегда найдется такой, кто танцует лучше тебя, кто играет лучше тебя! И помни: в семье Чарли не было такого грубияна, который обругал бы извозчика или надсмеялся над нищим, сидящим на берегу Сены…
Я умру, но ты будешь жить… Я хочу, чтобы ты никогда не знала бедности. С этим письмом посылаю тебе чековую книжку, чтобы ты могла тратить сколько пожелаешь. Но когда истратишь два франка, не забудь напомнить себе, что третья монета – не твоя. Она должна принадлежать незнакомому человеку, который в ней нуждается. А такого ты легко сможешь найти. Стоит только захотеть увидеть этих незнакомых бедняков, и ты встретишь их повсюду. Я говорю с тобой о деньгах, ибо познал их дьявольскую силу.
Я немало провел времени в цирке. И всегда очень волновался за канатоходцев. Но должен сказать тебе, что люди чаще падают на твердой земле, чем канатоходцы с ненадежного каната. Может быть, в один из званых вечеров тебя ослепит блеск какого-нибудь бриллианта. В этот же момент он станет для тебя опасным канатом, и падение для тебя неминуемо. Может быть, в один прекрасный день тебя пленит прекрасное лицо какого-нибудь принца. В этот же день ты станешь неопытным канатоходцем, а неопытные падают всегда. Не продавай своего сердца за золото и драгоценности. Знай, что самый огромный бриллиант – это солнце. К счастью, оно сверкает для всех.
А когда придет время, и ты полюбишь, то люби этого человека всем сердцем. Я сказал твоей матери, чтобы она написала тебе об этом. Она понимает в любви больше меня, и ей лучше самой поговорить с тобой об этом.
Работа у тебя трудная, я это знаю. Твое тело прикрыто лишь куском шелка. Ради искусства можно появиться на сцене и обнаженным, но вернуться оттуда надо не только одетым, но и более чистым.
Я стар, и может быть, мои слова звучат смешно. Но, по-моему, твое обнаженное тело должно принадлежать тому, кто полюбит твою обнаженную душу. Не страшно, если твое мнение по этому вопросу десятилетней давности, то есть принадлежит уходящему времени. Не бойся, эти десять лет не состарят тебя. Но как бы то ни было, я хочу, чтобы ты была последним человеком из тех, кто станет подданным острова голых.
Я знаю, что отцы и дети ведут между собой вечный поединок. Воюй со мной, с моими мыслями, моя девочка! Я не люблю покорных детей. И пока из моих глаз не потекли слезы на это письмо, я хочу верить, что сегодняшняя рождественская ночь – ночь чудес. Мне хочется, чтобы произошло чудо, и ты действительно все поняла, что я хотел тебе сказать.
Чарли уже постарел, Джеральдина. Рано или поздно вместо белого платья для сцены тебе придется надеть траур, чтобы прийти к моей могиле. Сейчас я не хочу расстраивать тебя. Только время от времени всматривайся в зеркало – там ты увидишь мои черты. В твоих жилах течет моя кровь. Даже тогда, когда кровь в моих жилах остынет, я хочу, чтобы ты не забыла своего отца Чарли. Я не был ангелом, но всегда стремился быть человеком. Постарайся и ты.
MI5 раскрыла постыдное досье на Чаплина YTPO.ru, 1 час назад, 17 фев 2012, 06:33
Британская Служба безопасности (MI5) раскрыла «дело» на Чарли Чаплина, которое долгое время хранилось в Национальном архиве, сообщает The Guardian. Ведомство начало слежку за актером по просьбе ФБР, которое собирало сведения для его высылки из США из-за подозрений в симпатиях к коммунистам. Бюро описывало Чаплина как одного из «салонных большевиков Голливуда». Он, с частности, выделял средства для развития коммунистических организаций — такую информацию получил агент в Вашингтоне в октябре 1952 года. Английская разведка приводит слова Чаплина, сказанные в Лос-Анджелесе во время заседания Национального совета американо-советской дружбы: «Существует много хорошего в коммунизме. Мы можем использовать хорошее и отделить плохое». Долгое время дело номер PF710549 не раскрывалось из соображений безопасности, чтобы защитить имена информаторов. Кроме донесений, в нем содержатся вырезки из газет и журналов. Так, Daily Worker приветствовала актера в Лондоне словами: «Его фильмы высмеивают властителей и диктаторов, он поднял простых людей против богатых». Американцы просили английскую разведку сообщить, если актер соберется встретиться с кем-то из «высокопоставленных лиц» в Лондоне или установить контакты с Коммунистической партией. Кроме того, ФБР пыталось установить, где Чаплин родился, и проверить предположение, что его настоящее имя — Израиль Торнштейн. На это англичане ответили: «нет никаких доказательств того, что имя Чаплина когда-либо было Израиль Торнштейн». Было отвергнуто и предположение, что он родился во Франции. В итоге в MI5 пришли к выводу, что актер не представляет никакой угрозы безопасности: «может быть, Чаплин и сочувствует коммунистам, но он не радикальный политик». Чарльз Спенсер Чаплин, проживший в Америке более 30 лет, не был гражданином США. В 1952 г. он отправился в Лондон на мировую премьеру «Огней рампы», и тогдашний директор ФБР Эдгар Гувер добился от иммиграционных властей запрета на обратный въезд актера в страну. Чаплин с семьей поселился в швейцарском Вёве, где и скончался 25 декабря 1977 года. Новость на сайте «YTPO.ru» http://news.rambler.ru/12847461/
Дочь великого комика Джеральдина Чаплин о своей работе в кино
Джеральдина Чаплин представит необычный показ хита своего отца "Огни большого города". Фильм показали под открытым небом, превратив легендарную Потемкинскую лестницу в гигантский кинозал на 15 тысяч человек. Оригинальный саундтрек звучал вживую, его исполнял симфонический оркестр, расположившийся под экраном. В эксклюзивном интервью журналу "Эхо планеты" Джеральдина рассказала много интересного о себе и о великом комике. "В 1952 году отец снял меня в "Огнях рампы", - вспоминает актриса.- Вместе с моими братьями и сестрами мы изображали уличную шпану. Было здорово! А серьезную роль я сыграла в 21 год. Это была Тоня в экранизации романа Бориса Пастернака "Доктор Живаго" сейчас уже забытого Дэвида Лина. В то время книга гремела на Западе, ведь ее автор получил Нобелевскую премию. В юности признаться у меня была другая страсть - балет. Я училась в Королевской балетной школе в Лондоне и успела даже потанцевать в разных постановках. К счастью я скоро поняла, что балерина из меня не получится. Я всего лишь актриса, которая много работает. В 2011 году я снялась в шести лентах, в нынешнем - в двух. Я счастливый человек, тень отца меня всегда согревала", - подчеркнула Джеральдина. Источник
В московском Мультимедиа Арт Музее открылась замечательная выставка, посвященная Чарли Чаплину. На ней можно не только проследить становление его незабываемого образа Бродяги, не только полюбоваться фотографиями и отрывками из фильмов великого артиста, но и узнать, например, сколько соли и муки было заказано им для «снега» в «Золотой лихорадке».
Фотографии и кадры, афиши и обложки журналов, многочисленные отрывки и «вырезанные эпизоды», демонстрируемые как на больших экранах, так и на маленьких мониторах. Вот вошедший во все учебники по кино легендарный танец с пирожками из «Золотой лихорадки». Вот уморительная пятиминутная сцена боксерского боя из «Огней большого города» в разделе «Хореография движения» — и похвала Нижинского, оценившего именно пластическое мастерство Чаплина. Вот три экрана с любопытной «перекличкой» финалов: «Цирк», «Великий диктатор», «Месье Верду» — такие разные фильмы, а какая общая, оказывается, интонация.
И снова «Великий диктатор» — только вдруг, неожиданно, в цвете! Колоризация? Вовсе нет, это ролик, снятый братом гения, Сидни Чаплиным. 1940 год, цвет уже был — но Чаплин принципиально отказывался от его использования. Как не сразу он «подружился» и со звуком: долгое время Бродяга всячески избегал любых разговоров и даже начиная петь, нес сущую абракадабру. Тем самым доказывая: слова есть, но они все равно никому непонятны — в то время как жестам, мимике и движению перевод не требуется.
Две короткометражки демонстрируются на выставке от начала и до конца. Это «Как делать кино» (1918 год) и более ранние псевдодокументальные «Детские автогонки в Венеции» (Венеция в данном случае — пригород Лос-Анджелеса).
Снятые за один день, 10 января 1914-го года, они впервые представляют Чаплина, примерившего костюм Бродяги. И это было символичное начало: его герой тут все время норовит попасть в кадр к хроникерам, снимающим спортивное соревнование. Разумеется, его без устали гонят: он же заслоняет главное! Пройдет совсем немного времени — и уже хроникеры будут гоняться за Чаплиным, самым известным человеком на свете. Примечательна в этом отношении европейская съемка 1931-го года: венская толпа несет Чаплина на руках. Вот сейчас столько «звезд» — а кого из них носят на руках в буквальном смысле этого слова?.. Чаплина — носили.
Выставка «ведет» Чаплина по всем этапам его многолетней творческой деятельности. Ноябрь 1911-го года: ему всего 22, и он с удовольствием позирует возле театральных плакатов с собственным именем. Напротив — становление обессмертившего его образа Бродяги. Придумалось всё отнюдь не в один миг — и поначалу чаплиновский герой был лишен нежности и позднее появившегося романтизма. Однако шаг за шагом — и актер спаял воедино все элементы, ставшие классическими: усики, котелок, тросточка. Став узнаваемым, экранный Чарли мог спокойно менять профессии, быть пожарником, священником, полицейским, рабочим или солдатом — но он всегда оставался тем самым Чарли, любимым по всему миру.
Кстати, перед входом в зал — примечательный групповой портрет: конкурс двойников Чаплина, добрая сотня человек, от мальчиков до старичков. Известная легенда гласит, что он и сам однажды, шутки ради, принял участие в таком вот конкурсе — и остался без приза, так как «не очень уж был и похож». На выставке уточняется, что Чаплина копировали не только восторженные почитатели, но и актеры-конкуренты, пытавшиеся присвоить его находки. Первый подобный подражатель появился уже в 1915-м, затем стали подтягиваться и другие. Кто-то из них собственно оригиналу даже нравился, но вот с Чарли Аплиным, решившим украсть не только усики, но и имя, актер судился — и выиграл.
Вскоре Чаплину становится мало одного лицедейства — и он берет на себя еще и режиссуру собственных фильмов, постепенно переходя от короткого метра к большим произведениям. Причем его таланту свойственен размах не только по части метража — о чем говорят поясняющие надписи. Так, для «Золотой лихорадки» ему понадобилось 200 тонн штукатурки, 285 тонн соли и 100 бочек муки — «лед» и «снег» в жарких студийных условиях! Столь же дотошен Чарли был и в поисках верного творческого решения — знаменитую сцену знакомства в «Огнях большого города» он придумывал несколько месяцев. Были у него и любимые находки: кадры наглядно свидетельствуют, как в трех разных картинах, разделенных десятилетиями, его герой «флиртует» с манекеном, словно с живым человеком.
Были в судьбе Мастера и горькие времена. Всегда оставаясь подданным Британской короны, он не раз подвергался серьезным гонениям в США — и однажды дело дошло до того, что ему попросту отказали в визе. Этот мотив также отражен на отдельном мониторе двумя фрагментами из фильмов: «Иммигрант» (1917) и «Король в Нью-Йорке» (1957). Сорок лет разницы, а гостеприимность Америки для Чаплина так и осталась понятием более чем условным: ведь прибытие в страну Свободы сопровождается унизительным досмотром и снятием отпечатков пальцев.
Один из самых прекрасных экспонатов выставки — архивная домашняя съемка, на которой уже пожилой, седовласый Чаплин вовсю дурачится со своими детьми и приятелями. Смотрите внимательно — ведь это первые киноопыты его юной дочери Джеральдины, ставшей впоследствии пусть не такой великой, как папа, но тоже знаменитой актрисой. А на другой стене — Чаплин, которого, наверное, знает далеко не каждый: нарисованный. Знаменитый живописец Фернан Леже не только включил его вмиг различаемый образ в свою авангардную короткометражку «Механический балет» (1924), но и задумал целиком посвященный ему мультфильм «Чарли-кубист». Картина в итоге не состоялась, но можно ознакомиться с ее сценарием — в котором в гуляющего по Лувру Чарли влюбляется Мона Лиза, чуть позже кончающая жизнь самоубийством в связи с отсутствием взаимности.
Описывать выставку можно еще долго — как и жизнь Чаплина, величайшего и самого узнаваемого актера в истории кинематографа. Но все же этот обзор не может быть бесконечным — и завершить его хочется следующей цитатой, прочитанной в Мультимедиа Арт Музее. В 1916-м году менеджер кинотеатра «Принцесс», что в Огайо, отправил в Голливуд возмущенную жалобу, связанную с «неадекватной» реакцией зрителей на чаплиновский фильм «Каток»: «Постоянный смех и крики публики нанесли значительные повреждения большей части здания… „Каток“ стал угрозой для недвижимости, и в результате однодневный показ обошелся нам в значительную сумму». Ничего не сообщая о полученной прибыли, автор прилагает к письму квитанции для оплаты работ штукатуров и плотников, чистосердечно рассчитывая на ответный чек. Конечно, поверить, что от смеха может потрескаться здание нам сейчас сложно — но это же Чарли Чаплин! А с ним и с его фильмами еще и не такое бывало.