• Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Louise  
Балет П.И.Чайковского "Щелкунчик"
Louise Дата: Вторник, 25-01-2011, 20:00 | Сообщение # 1 |

You Rock My World
Репутация:
Награды:
Сообщения:
4214
Из:
Москва
Майкл любил творчество Петра Ильича Чайковского благодаря его гениальному сочинению - волшебному, сказочному, прекрасному балету "Щелкунчик". Он хотел, чтобы альбом "Триллер" был похож на балет "Щелкунчик": что ни песня - то хит, творение, которое станет образцом, идеалом.

Материал из Википедии:

«Щелку́нчик» — соч. 71, балет Петра Ильича Чайковского в двух актах на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

История создания

Либретто к балету создано Мариусом Петипа по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» (1816 год; в основу либретто легло переложение сказки, сделанное в 1844 году Александром Дюма-отцом[1], однако Театральная энциклопедия ошибочно называет автором переложения Дюма-сына)[2].

Премьера балета состоялась 6 (18) декабря 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге в один вечер с оперой «Иоланта». Роли Клары и Фрица исполняли дети, учащиеся Петербургского Императорского театрального училища, которое оба закончили лишь через несколько лет в 1899 году[3] (это видно и по приведенной в данной статье фотографии — см. выше): Клара — Станислава Белинская, Фриц — Василий Стуколкин. Другие исполнители: Щелкунчик — С. Г. Легат, фея Драже — А.Дель-Эра, принц Коклюш — П. Гердт, Дроссельмейер — Т. Стуколкин, племянница Марианна — Лидия Рубцова; балетмейстер Иванов, дирижёр Дриго, художники Бочаров и К. Иванов, костюмы — Всеволожский и Пономарев.

В разных редакцих есть разночтения в имени главной героини: Клара и Мари. В оригинальном произведении Гофмана имя девочки Мари, а Клара — это её любимая кукла.

В постановках в СССР с середины 1930-х годов, в связи с общей идеологической установкой сюжет балета русифицировался, и главная героиня стала зваться Машей.

Действующие лица:

Зильбергаус.
Его жена.
их дети:
Клара (Мари, Маша), принцесса
Фриц (Миша)
Марианна, племянница
Няня.
Дроссельмейер.
Щелкунчик, принц
Фея Драже
Принц Коклюш
Кукла.
Паяц (шут).
Король мышей.
Кордебалет: гости, родственники, слуги, маски, пажи, цветы, игрушки, солдатики и т. д.
Либретто
Балет в 2-х действиях с прологом

Пролог

В канун Рождества, в красивом доме доктора Штальбаума начинают собираться гости. За взрослыми на цыпочках следуют девочки и маршируют мальчики.

Действие I
Дети доктора Штальбаума Мари и Фриц, как и другие дети, с нетерпением ждут подарков. Последний из гостей — Дроссельмейер. Он входит в цилиндре, с тростью и в маске. Его способность оживлять игрушки не только забавляет детей, но и пугает их. Дроссельмейер снимает маску. Мари и Фриц узнают своего любимого крестного.

Мари хочет поиграть с куклами, но с огорчением узнает, что они все убраны. Чтобы успокоить девочку, крестный дарит ей Щелкунчика. Странное выражение лица куклы забавляет её. Шалун и озорник Фриц нечаянно ломает куклу. Мари расстроена. Она укладывает полюбившуюся ей куклу спать. Фриц вместе с друзьями надевают маски мышей и начинают дразнить Мари.

Праздник заканчивается, и гости танцуют традиционный танец «Гросс-Фатер», после чего все расходятся по домам. Наступает ночь. Комната, в которой находится ёлка, наполняется лунным светом. Мари возвращается, она обнимает Щелкунчика. И тут появляется Дроссельмейер. Он уже не крестный, а добрый волшебник. Он взмахивает рукой и в комнате начинает все меняться: стены раздвигаются, ёлка начинает расти, ёлочные игрушки оживают и становятся солдатиками. Внезапно появляются мыши под предводительством Мышиного короля. Отважный Щелкунчик ведет солдатиков в бой.

Почтовые марки России 1992 года, изданные к столетию балета «Щелкунчик»Щелкунчик и Мышиный король встречаются в смертельной схватке. Мари видит, что армия мышей превосходит армию солдатиков.

В отчаянии она берёт тяжёлый горящий подсвечник и со всей силой бросает его в Мышиного короля. Он напуган и убегает вместе со своей армией. Армия солдатиков победила. Они триумфально несут Мари на плечах к Щелкунчику. Внезапно лицо Щелкунчика начинает меняться. Он перестает быть уродливой куклой и превращается в прекрасного Принца. Мари и оставшиеся в живых куклы оказываются под звездным небом и фантастически красивой ёлкой, вокруг кружатся снежинки.

Действие II

Мари и Принц любуются красотой звездного неба. Внезапно их атакуют мыши. И вновь, Принц наносит им поражение. Все танцуют и веселятся, празднуют победу над мышиным войском.

Испанская, Индийская и Китайская куклы благодарят Мари за то, что она спасла им жизнь. Вокруг танцуют прекрасные феи и пажи.

Появляется Дроссельмейер, он опять меняет все вокруг. Все готовятся к королевской свадьбе Мари и Принца. Мари просыпается. Щелкунчик всё ещё у неё в руках. Она сидит в Знакомой комнате. Увы, это был всего лишь сказочный сон…

Значимые постановки

Мариинский театр

6 (18) декабря 1892 года — премьера: балетмейстер Л. И. Иванов, дирижёр Р. Дриго, художники М. И. Бочаров и К. Иванов, костюмы — И. А. Всеволожский и Е. П. Пономарев; Клара — Станислава С. Белинская, Фриц — Василий Н. Стуколкин; остальные партии: Щелкунчик — С. Г. Легат, фея Драже — А.Дель-Эра, принц Коклюш — П. Гердт, Дроссельмейер — Т. Стуколкин, Шут — А. В. Ширяев, Марианна — Лидия Рубцова.
1923 — возобновление постановки Л. И. Иванова в тех же декорациях; балетмейстеры Ф. В. Лопухов и А. В. Ширяев, дирижёр А. В. Гаук; фея Драже — Е. П. Гердт, принц Коклюш — М. А. Дудко, Дроссельмейер — Н. А. Солянников.
1929 — Новая редакция; балетмейстер Ф. В. Лопухов, дирижёр А. В. Гаук, худ. В. В. Дмитриев; Маша — О. П. Мунгалова, Щелкунчик — П. А. Гусев, Дроссельмейер — Л. С. Леонтьев.
1934 — балетмейстер В. И. Вайнонен, дирижёр Е. А. Мравинский, худ. И. Ф. Селезнев; Маша — Г. С. Уланова, Щелкунчик-принц — К. М. Сергеев. [4]

Большой театр

1919 — балетмейстер А. А. Горский, дирижёр Н. А. Федоров, художник Константин Коровин; Клара — В. В. Кудрявцева, Фриц — Шокоров 2-й, Щелкунчик-принц — Ефимов, Дроссельмейер — А. Д. Булгаков. В этой постановке сцена представляла собой сервированный стол с огромным кофейным сервизом, из которого выходили танцоры.
1932 — спектакль балетного техникума при ГАБТе; балетмейстер Л. И. Иванов, возобновление А. И. Чекрыгина и А. М. Монахова, дирижёр Ю. Ф. Файер, художник Панфилов; Клара — Е. К. Фарманянц, Щелкунчик — Ю. В. Папко, Фриц — Ю. Гербер, Дроссельмейер — А. И. Чекрыгин, фея Драже — О. В. Лепешинская.
1939 — балетмейстер В. И. Вайнонен, дирижёр Ю. Ф. Файер, худ. В. В. Дмитриев; Маша — М. Т. Семенова, Щелкунчик — А. Н. Ермолаев, Дроссельмейер — В. А. Рябцев.
12 марта 1966 — новая постановка; балетмейстер Ю. Н. Григорович, дирижёр Г. Н. Рождественский, худ. С. Б. Вирсаладзе; Маша — Е. С. Максимова, Щелкунчик-принц — В. В. Васильев, Дроссельмейер — В. А. Левашев, Король мышей — Г. Б. Ситников, Щелкунчик - кукла - Елена Ватуля, Французская кукла — Т. Н. Попко.

Вот ещё интересный материал:

29.06.2010

Балет «Щелкунчик» на воде

В день города в Калининграде будет представлен знаменитый балет Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик». Торжество по случаю Дня города состоится в Калининграде 11—13 сентября. Уникальность балета в том, что он пройдет не на обычной театральной сцене, а на водной глади одного из городских озер, где будет установлена импровизированная сцена на понтонах. Об этом рассказал заслуженный деятель искусств России, главный режиссер мероприятия Вениамин Андреев.

Чайковский написал музыку по сказке «Щелкунчик и мышиный король» немецкого писателя, композитора и художника Эрнста Теодора Гофмана, который родился в Кенигсберге (ныне Калининград) в 1776 году. Именно поэтому власти Калининграда решили остановить свой выбор на этом балете. Несмотря на то, что Гофман уехал из Кенигсберга, когда ему исполнилось 20 лет, этот город, по утверждениям историков и исследователей, оставил в его душе неизгладимый след и оказал воздействие на его творчество. Ведь именно в этом волшебном городе будущий писатель, композитор и художник изучал право в местном университете и встретил свою первую любовь. Дом на улице Французской на берегу Замкового пруда, в котором родился и жил Гофман в Кенигсберге, не сохранился. Но о нем напоминает мемориальный камень, установленный местными жителями в память о своем знаменитом земляке у пруда, именуемого сегодня Нижним озером.

Премьера балета Петра Ильича Чайковского состоялась в декабре 1892 года на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Роли Клары и Фрица исполняли дети, учащиеся Петербургского Императорского театрального училища, которое оба закончили лишь через несколько лет. В редакцих имя главной героини звучит по-разному — Клара и Мария. В оригинальном произведении Гофмана имя девочки Мария, а Клара — это ее любимая кукла. В постановках в СССР с середины 1930-х годов, в связи с общей идеологической установкой сюжет балета русифицировался, и главная героиня стала зваться Машей. Балет до сих пор пользуется огромной славой и любовью публики.

День города в Калининграде пройдёт под девизом «Мира, счастья, света и добра! С праздником Дня города! Ура!». Идеями света и добра пронизаны и многие произведения писателя-романтика, ироничного философа и причудливого фантаста Гофмана.

29.06.10
Вера Врублевская
http://www.imobilco.ru/news/inner/?id=528

Сообщение отредактировал Louise - Вторник, 25-01-2011, 20:05
Galoshka Дата: Среда, 02-03-2011, 13:02 | Сообщение # 2 |
I Love You More
Репутация:
Награды:
Сообщения:
10757
Из:
Ростов-на-Дону
Среди произведений позднего периода творческого пути Чайковского "Щелкунчик" занимает особое место: он не вписывается в сложившуюся в тот период традицию балетного жанра. Для Чайковского этот балет также является новаторским сочинением, ключевым для понимания позднего стиля композитора, его идейных устремлений, поисков смысла жизни, нравственных оценок. Темы детства и смерти, красоты нравственного подвига и предательства - вот основные образные сферы музыки Чайковского.

Традиционно в русском балетном театре "Щелкунчик" воспринимался как оптимистическая детская сказка, а философский подтекст был скрыт под пышностью и красотой сценического оформления, волшебств в сюжете. Именно поэтому балетмейстеры всего мира постоянно обращаются к этому балету Чайковского, находя в нем все новые и новые аспекты и в сюжете, и в музыкальной драматургии. Поистине неисчерпаемы глубинные слои музыки Чайковского. Содержательная многослойность сказки Гофмана и ее музыкальное воплощение в балете Чайковского было замечено лишь в ХХ веке.

Сюжетная композиция не соответствует сценическому членению балета, сделанному Петипа: реальные сцены (исходная ситуация) и ночные сцены (начало самой сказки) им никак не выделены, что рождает противоречие между структурой сказки, сюжетом и композицией сценического действия.

Музыкальная же композиция складывается отлично от программы и либретто Петипа. Внешне следуя сценарию Петипа, Чайковский осуществляет иное музыкальное членение балета. В общей композиции балета заложено противоречие между музыкальным и сценическим планами, однако между музыкальным и сюжетным возникает полное соответствие.

Религиозно-мифологические представления в сюжете "Щелкунчика" связаны с двумя ключевыми и кульминационными в драматургии мотивами - "роста елки" и зимы (зимнего леса), выражающими философский подтекст музыки балета. Рост елки - это вхождение на небо, движение в иной, небесный мир (по древнему верованию - царство мертвых); зима - символ застывания, замирания, остановки в развитии, т.е. смерти - перед Конфетенбургом - своего рода подготовка к неземному миру, путь в который проходит через лес.

На несколько смысловых сфер подразделяется и содержательная структура "Щелкунчика": детские сцены, сцены со взрослыми, фантастические, романтические, религиозно-пантеистические сцены, сцены масок-марионеток. Каждой сфере соответствует особая манера, приемы письма, лексика, поэтому стиль балета в целом - многозначен и основывается на влиянии и претворении различных культурных слоев и традиций. Это: культура XVIII века (детские сцены, неоклассические аллюзии, маски дивертисмента; танец пастушков - в духе культа галантности,); французская культура (взрослые сцены, интонации маршей Французской революции и мотивов французских народных массовых танцев; цитирование песен "Добрый путь, дорогой Дюмоле", "Каде Руссель", "Жирофле-Жирофля"); немецкая культура в дважды опосредованном преломлении (ритуальный танец "Гроссфатер" как отсвет образов любимого Чайковским Шумана в изображении бюргерства и филистерства.

Балет сочинялся Чайковским в течение 1891-1892 года по заказу И.А.Всеволожского. Интересно, что сюжет известной сказки Гофмана (в переделке Дюма-сына) знаменитый балетмейстер М.Петипа разработал несколько ранее для ученического спектакля в Балетном училище императорских театров в Петербурге. Позже он разработал сценарий для Чайковского, создал балетмейстерский план будущего спектакля. Но ставил балет другой балетмейстер - Л.Иванов, ранее поставивший 2 акт "Лебединого озера", который живет до сих пор на сценах ведущих театров мира. Судьба "Щелкунчика" была очень противоречивой: успех у публики и страшная ругань критики - это начало. Позже поиски гармонии между музыкой Чайковского и сюжетом привели к множеству трактовок этой, казалось бы простой и ясной сказки. Поэтому "Щелкунчик" остается и на сегодняшний день одной из постоянно открываемых симфонических балетных партитур Чайковского.

18 декабря - 10 января 2009
В честь 170-летия величайшего русского композитора П.И. Чайковского в Москве открывается новогоднее шоу для всей семьи «Щелкунчик на льду» в постановке Т.А. Тарасовой.

Великая музыка, созданная П.И.Чайковским более 100 лет назад на сюжет волшебной истории Э.Т.А.Гофмана, без преувеличения является самым популярным и любимым произведением в мире за всю историю человечества. Всемирно известная рождественская история из классического балета превратится в ледовый мюзикл. Премьера ледового шоу запланирована на 15 декабря 2009 г. на ледовой арене Дворца спорта «Лужники».

«Щелкунчик на льду» - это первая российская масштабная постановка Татьяны Анатольевны Тарасовой, знаменитого тренера по фигурному катанию, вошедшей в историю самого красивого и зрелищного вида спорта как абсолютный рекордсмен по количеству воспитанных мировых и олимпийских призеров.

Основой для шоу является оригинальный сюжет Гофмана, адаптированный Александром Дюма, и наиболее яркие музыкальные номера Чайковского в деликатной аранжировке, не нарушающей привычное звучание симфонического оркестра. На некоторые из них написаны песни, перемежающиеся диалогами героев.

В постановке органично сочетаются все средства художественной выразительности: яркая ледовая хореография, оригинальная сценографическая концепция с десятками перемен декораций и сотнями красочных костюмов.

Над постановкой ледового шоу «Щелкунчик» работает команда профессионалов высочайшего уровня, в том числе известный театральный режиссер Нина Чусова и многократный лауреат высшей театральной премии России «Золотая Маска» художник-постановщик Зиновий Марголин. К производству декораций и сложного технического оборудования шоу привлечены европейские конструкторские и производственные компании.

Прокат ледового спектакля в Москве продлится до конца новогодних каникул - 10 января 2010г., после чего шоу отправится в Санкт-Петербург, а далее - в тур по всему миру.

Louise Дата: Среда, 02-03-2011, 20:50 | Сообщение # 3 |

You Rock My World
Репутация:
Награды:
Сообщения:
4214
Из:
Москва
Galoshka, ещё плюс! give_heart Галюш, твои посты меня просто поражают изобилием интереснейшей информации! Спасибо! give_heart
Galoshka Дата: Понедельник, 11-04-2011, 09:01 | Сообщение # 4 |
I Love You More
Репутация:
Награды:
Сообщения:
10757
Из:
Ростов-на-Дону
шоу-дуэт "Иллюзия Тела" - Щелкунчик (пантомима)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: