Это зрелище невозможно забыть... Это больше, чем танец. Фламенко - стиль жизни.
Испанские танцы известны далеко за пределами Пиренейского полуострова. Во всем мире известны болеро и фанданго, пасодобль и фламенко. Танцевальные ансамбли, исполняющие фанданго и фламенко собирают полные залы зрителей, а лучшие танцоры являются известными личностями, которые представляют свою страну не только на сцене. Например, всемирно известный танцор фламенко – Хоакин Кортес, выступает на самых лучших сценах мира, пропагандируя испанскую и цыганскую культуру, является также известным актером, а также он является послом цыган в Европейском союзе. http://www.spanish-dance.ru/
Хоакин Кортес – король фламенко
Если Антонио Бандерас является послом испанского кино за пределами Испании, то Хоакин Кортес выполняет ту же роль в области традиционного испанского танца - фламенко. Многих удивляет, как столь уважаемый в типично цыганском искусстве танцор сумел приобрести такое огромное количество фанатов во всем мире. Но совсем неспроста его называют королем «фламенко для масс», назло тем, кто отстаивает чистоту жанра.
Хоакин Педраха Рейес, известный миру как Хоакин Кортес, родился 22 февраля 1969 года в Кордобе. Его детство прошло на улицах одной из бывших мусульманских столиц Испании, а затем в мадридском районе Лаваптес. Сам себя он называет «полумавром-полуцыганом» – семья отца родом из Малаги и из Тетуана, города на севере Африки. Неизвестно, кем бы стал цыганский мальчишка, пройдя уличные «университеты», если бы в его судьбу не вмешался дядя Кристобаль Рейес, профессиональный танцор фламенко. Именно он уговорил 12-летнего Хоакина начать заниматься танцами.
Фламенко увлекло Хоакина, у него очень скоро обнаружился врожденный талант, а пример дяди, добившегося немалой известности, служил путеводной звездой. Совсем скоро на Хоакина стали обращать внимание, разглядев в нем потенциальную звезду танцевальной сцены. Уже в 15 лет он был приглашен в «Национальный балет Испании», с которым объездил вест мир, в итоге став его солистом. Но амбициии талантливого молодого танцора простирались значительно дальше, он хотел совсем иного триумфа.
В 1990 году, когда ему испольнился всего 21 год, Хоакин покидает труппу национального балета, чтобы работать в одиночку. Он ставит «Кармен» на в Вероне, принимает участие в постановке «Дон Кихота» вместе с Балетом Каракаса, его приглашают на Летний фестиваль фламенко в Токио. Он выступает на одной сцене с такими знаменитостями, как Майя Плисецкая, Силви Гиллем, Петер Шауффусс. В 1992 году он создает свою собственную труппу «Joaquin Cortes Ballet Flamenco». Его самостоятельный спектакль, «Cibayi» идет на сценах Японии, Франции, Италии, Венесуэле и США. Но настоящая международная популярность приходит в 1995 году с постановкой «Цыганской страсти» («Pasion Gitana») – синтез традиционной культуры фламенко с современным танцем. Спектакль, собирая полные залы по всему миру – от Барселоны до Токио, идет до 1998 года. Миллионы зрителей заполяют такие известные залы, как Дворец каталонской музыки, Ройял Альберт Холл, Радио Сити Мюзик Холл, Амфитеатр в Афинах, Кремлевский Дворец съездов в Москве. «Цыганская страсть» заполняет зрителями и трибуны огромных стадионов и арен для боя быков. Настоящий рекорд для этого вида искусства, которое до Кортеса можно было увидеть лишь на крохотных сценах небольших ресторанов.
Собственный новаторский стиль Кортес определяет как смесь фламенко, классического балета и джаза. Начав профессиональную карьеру очень рано, с 12 лет, Хоакин и закончить ее хотел пораньше, неоднократно заявляя, что оставит сцену, когда ему исполнится 33 года. После сцены он хотел посвятить посвятить себя другим видам искусства, в частности - кино, где он также довольно известен. Его первая роль в кино была в фильме Педро Альмодовара «Цветок моей тайны» («La flor de mi secreto»). Затем были роли в фильмах режиссеров Карлоса Сауры «Фламенко» и Мануэля Паласиоса «Цыган».
Злые языки утверждают, что своей популярности Кортес во многом обязан не столько «Цыганской страсти», сколько роману с известной супермоделью Наоми Кампбелл. К чести Кортеса надо сказать, что он наотрез отказывался комментировать свой разрыв с темнокожей красавицей журналистам «желтой» прессы.
Свое намерение в 33 года покинуть сцену Кортес выполнил лишь частично. Он покинул испанскую сцену, посчитав, что за пределами Испании фламенко вызывает гораздо больший интерес, чем на своей родине. Уже три года Кортес живет и работает в Лондоне, лишь эпизодически приезжая в Испанию на гастроли. С июля по сентябрь 2006 года Хоакин Кортес показал в 15 испанских городах свой новый спектакль «Мое одиночество». http://spalex.narod.ru/WhoIsWho/who_cortes.html
Разновидности Фламенко:
Фанданго
Кантиньяс
Канья и Поло
Караколь
Гранаина
Алеос
Малагенья
Мирабрас
Севильянас
Тангильос
Вердиалес
Замбра
Добавлено (13 Январь 2011, 19:42)
---------------------------------------------
Из Википедии:
Фламе́нко (исп. flamenco) — традиционный музыкально-танцевальный стиль, происходящий из Андалусии; это слияние музыкального сопровождения (токе), пения (канте) и танца (байле). Стиль представлен несколькими десятками разновидностей (более 50). Танцы и песни фламенко, как правило, сопровождаются гитарой и перкуссией: ритмическим битьем в ладоши (пальмас), игрой на перкуссионном ящике (кахон); иногда — кастаньетами.
Исполнители фламенко называются «байлаор» (танцор) и «кантаор» (певец), «токаор» (гитарист).
16 ноября 2010 года ЮНЕСКО присудила Фламенко статус объекта Всемирного Наследия.
Истоки фламенко следует искать еще в мавританской музыкальной культуре. Существенно повлияла на этот стиль и цыганская музыка — многие считают основными, истинными носителями стиля именно испанских цыган. В XV веке в Испанию из рушащейся Византии прибыли цыгане, расселились по южному побережью страны в провинции Андалусия; по своему обычаю, они стали перенимать и переосмыслять местные музыкальные традиции, такие как мавританская, еврейская и собственно испанская; и из этого сплава музыкальных традиций, переосмысленного вначале цыганами, а потом испанцами, родилось фламенко.
Долгое время фламенко считалось «закрытым искусством», так как цыгане жили изолированной группой; фламенко формировалось в узких кругах. Но в конце XVIII века гонения на цыган прекратили, и фламенко вышло на подмостки таверн и кафе кантанте, обрело свободу.
В конце XX века фламенко начинает впитывать в себя кубинские мелодии и джазовые мотивы; и, кроме того, элементы классического балета приобрели там свое постоянное место. Наиболее известен танцор фламенко Хоакин Кортес, который обновил понятие танца фламенко, избавил его от «канонического стандарта» и внес в него новую живую струю и выразительность.
Импровизационный характер фламенко, сложный ритм и специфическая техника исполнения нередко препятствуют точной нотной записи мелодий фламенко. Поэтому искусство как гитариста, так и танцора, и певца обычно передается от мастера к ученику.
Важный элемент образа танцовщицы (байлаоры) — традиционное платье, называемое bata de cola — типичное для фламенко платье, обычно до пола, часто из разноцветного материала в горошек, украшенное оборками и воланами. Прообразом этого платья стало традиционное одеяние цыганок. Неотъемлемой частью танца является изящная игра с подолом платья. Традиционная одежда байлаора — темные брюки, широкий пояс и белая рубашка с широкими рукавами. Иногда края рубашки завязываются спереди на поясе. Короткая жилетка-болеро, называемая чалеко (chaleco), иногда надевается поверх рубашки.
испанская шаль — мантонИспанская шаль с очень длинными кистями — один из классических атрибутов женского танца фламенко: шаль то закручивается вокруг стана танцовщицы, подчеркивая стройный женский силуэт, то ниспадает с плеч, образуя силуэт большой, красивой, мятущейся птицы. Еще один классический женский атрибут фламенко — большой веер. Существует мнение о кастаньетах как непременном атрибуте танца фламенко. Но чаще всего ритм отбивается каблуками (сапатеадо), прищелкиванием пальцев (питос) или хлопками ладоней (пальмас). Наиболее чистые формы фламенко избегают использования кастаньет, так как они ограничивают возможность страстной и выразительной игры кистей рук.
Сегодня фламенко особенно интересует современных хореографов, потому что они видят в этом искусстве большие возможности для творчества, для введения новаций в хореографию.
Классификация стилей
Стили фламенко (palos) различаются ритмическим рисунком. Наиболее популярные палос — тона, солеа, фанданго и сегирийя (Toña, Soleá, Fandango y Seguiriya) — относятся к категории канте хондо (cante jondo, наиболее древнее ядро фламенко, восходящее к древнейшим музыкальным системам Индии). Вторая категория — это канте фламенко (cante flamenco, включает в себя и пение, и танцы, и игру на гитаре).
Фламенко оказало большое влияние на многие танцевальные и музыкальные стили всего мира. Последние десятилетия появились смешанные разновидности фламенко и других стилей: фламенко-поп, фламенко-джаз, фламенко-рок, джипси-румба и другие.
Существуют приверженцы фламенко, которые чтят его традиции, что имеет и положительные, и отрицательные стороны. Строгое следование традиции делает невозможным глубокое понимание фламенко. Стили фламенко (пение, танец, мелодия) подобны живому организму, что требует их постоянного развития, а без развития нет жизни. Но наряду с развивающимся фламенко существуют и «фламенкология» (книга под таким названием была написана Гонсалесом Климентом в 1955 году и дала название этому разделу искусствоведения), ученые этого направления занимаются изучением происхождения фламенко и его «истинного» стиля, традиций и т. п. До сих пор наравне со сторонниками чистоты стиля фламенко есть и приверженцы его новых форм и звучаний.
Фестивали фламенко
Среди наиболее значимых городов, где сегодня существует фламенко, выделяют Кадис, Херес, Севилью, Кордову, Гранаду, Барселону и Мадрид. У каждого из этих городов своя музыкальная специфика, свои традиции и особенности.
В Испании
Один из самых авторитетных, крупнейший фестиваль фламенко в Испании проходит один раз в два года в Севилье под названием «Bienal de Flamenco». Этот фестиваль был основан в 1980 году. Со всего мира сюда съезжаются истинные любители фламенко, чтобы увидеть лучших артистов: байлаоров, кантаоров и гитаристов.
В Кордове ежегодно проводится Международный фестиваль гитары «GUITARRA», с выступления на котором началась слава талантливых молодых гитаристов Висенте Амиго и Пако Серрано.
Ежегодные фестивали канте гранде, фестивали канте фламенко и другие проходят по всей Испании. Подробнее о фестивалях в Испании и не только можно узнать со специального новостного сайта www.flamencofestival.info.
В России
Фестиваль фламенко «¡VIVA ESPAÑA!» в Москве — ежегодное событие в мире испанской музыкальной культуры (с 2001 года).[1]
В Петербурге проходит ежегодный фестиваль под названием «Северное фламенко».[2]
В мире современной гитарной музыки в Калуге с 1997 года работает ежегодный фестиваль «Мир гитары»[3], участниками которого являются различные фламенко-группы из России и Испании, и множество ярких имен зарубежных гитаристов, из всемирно известных, такие как Al di Meola (2004), Иван Смирнов («талисман» фестиваля), Висенте Амиго (2006), Пако де Люсия (2007) и др.
В других странах
Ежегодно, с 2004 года, в феврале проходит Фестиваль Фламенко в Лондоне. Один из крупнейших фестивалей фламенко вне Испании уже более 20 лет проходит в американском городе Альбукерке, штат Нью Мексико.
Известные артисты фламенко
Niña de los Peines, Lola Flores, Fosforito, Niña de La Puebla
Кармен Амайя
Рамон Монтойя-старший (Ramon Montoya), Пако де Лусия (Paco de Lucia), Висенте Амиго (Vicente Amigo), Маноло Санлукар (Manolo Sanlúcar), Р. Рикени (R. Riqueni), Пако Серрано (Paco Serrano), Рафаэль Кортес (Rafael Cortes)(гитара)
Антонио Гадес и Марио Майя (Mario Maya) (танец)
Камарон де ла Исла (Camaron de la Isla) и Энрике Моренте (пение)
Бланка дель Рей (Blanca Del Rey)
Антонио Каналес (Antonio Canales)
Антонио эль Пипа, Хавьер Мартос (танец)
Хосе Рэйес (Jose Reyes) (гитара, пение)
Gipsy Kings (гитара, пение)
Santa Esmeralda (диско, плюс гитара)
Rocío Márquez
Лена Эрнандес
Интересные факты
Танцор фламенко Хоакин Кортес является послом цыган в Европейском союзе.
«Дуэнде» — душа фламенко, также переводится с испанского как «огонь», «магия» или «чувство». «Лишь к одному дуэнде не способен — к повторению. Дуэнде не повторяется, как облик штормового моря».
Вплоть до второй половины XIX века цыганки исполняли фламенко босиком.