Джаз-модерн/ Jazz Modern. Джаз и Модерн. Классическая хореография. Степ. Джаз танец – имеет непосредственно африканские корни (фольклорный танец). Прежде чем пре-вратиться в сценическую форму, этот танец прошел громадный путь. История возникновения джаз танца начинается с XVIII века, когда искусство черного населения США получило равные права с искусст-вом белых американцев. Именно слияние “черного” и “белого” танцев дало толчок появлению сценической формы танца, который в последствие получил название джазовый танец. А произошло это в начале XX века. Джазовый танец был очень популярен, использовался в шоу и ревю, в мюзиклах и кинематографе, в варьете и драматических спектаклях. Его стилистика часто заимствовалась из бытового танца. Этому стилю танца чужды идеи и философия танца модерн, или изысканная романтичность и возвышенность классического балета. Джаз танец – прежде всего танец эмоции, энергии и силы. В пример можно привести таких известных исполнителей и педагогов-хореографов:
Джек Кул - считается отцом-основателем джазовой техники. Он был вдохновителем для Матт Маттокса, Боб Фосса, Джером Роббинса, Гвен Вердон и многих других хореографов.
Боб Фосс - знаменитый джазовый хореограф, создавший новую форму джаз-танца под влиянием ис-полнительства Фреда Астера и стилей бурлеск и водевиль.
Луиджи- танцор, создавший специальную технику разогрева (джазовый экзерсис, призванный под-готовить тело для танца) после того, как он стал парализован в автомобильной аварии.
Джером Роббинс- хореограф многих известных мюзиклов: Питер Пэн, Король и я, Скрипач на крыше, Смешная девчонка и Вестсайдская история Он также основал балетную труппу Ballets USA.
Детищем XX века стал танец Mодерн. Он имеет европейские корни, возник, прежде всего, как контракадемическая техника, как протест против засилья классического танца. И если исследовать корни возникновения этого направления, то можно заметить, что модерн возник как авторский танец, он не связан ни с фольклорным, ни с бытовым танцем – он сам по себе. И первые “пионеры” танца модерн – А.Дункан, М.Грэхэм, Д.Хэмфри, Т.Шоун, Э.Тамарис, Х.Хольм – были создателями своего собственного видения мира и выражения его через движение. Танец модерн прежде всего – это танец идеи и определенной философии. А движение изобретается в зависимости от того, что хочет выразить исполнитель. В дальнейшем каждый из вышеперечисленных хореографов и исполнителей создал свою собственную школу. Наиболее известными и используемыми многими исполнителями и педагогами стали две школы: М.Грэхэм и Д.Хэмфри. Последняя долгие годы проработала в труппе Х.Лимона, поэтому очень часто эту технику называют “техника Лимона”. Одним из основателей авангарда стал Мерс Каннинхэм, который создал свою школу, технику движения и свою хореографию, построенную на законе случайности. Множество хореографов последовали его примеру и стали создавать свои техники и свои школы. Так возник “пост – модерн”– это направление в танце, в котором нет определенной техники и какого – либо определенного стиля. Каждый художник не повторим и самобытен.
Что касаемо классического танца – он возник в XVI веке из историко-бытового танца. Классиче-ский танец стал видом хореографического искусства, со своей эстетикой, лексикой, а главное – школой, позволяющей воспитать исполнителей. Именно классический танец был первым видом танцевального искусства как сценической формы. В классическом танце на протяжении веков сложился определенный язык движений. Каждое движение или па в классическом танце носит свое название, в основном вся терминология этого танца – на французском языке, поскольку родиной классического танца – является Франция. И даже в этом танце существует достаточно много школ, которые по разному относятся к процессу подготовки и воспитания исполнителя. Мы знаем школы Вагановой Чекетти, Легата, Бурнон-вилля и многих других известных педагогов и хореографов.
В современном танце, особенно в джазе и модерне, каждый педагог практически создает свою школу. И ценность педагога и хореографа определяется именно его самобытностью и неповторимостью.
Одновременно с развитием танца модерн шло и развитее джазового танца. Именно из джазового танца выделился степ. И стал отдельным видом хореографического искусства.
Одновременно шел процесс все большего сближения джазового танца с танцем модерн и заимствования элементов и движений из классического балета. Так возник танец Джаз-модерн. Эта техника органически соединила ранее казалось несоединимые вещи – энергию, ритм, координацию, силу и ловкость джазового танца, идею и философию, свободный позвоночник, работу с дыханием и весом тела из танца модерн, и движения из классического балета, которые позволяют выработать устойчивость, шаг, выворотность, прыжок и вращение. Именно джаз модерн стал той уникальной техникой, которая позволяет воспитывать универсального исполнителя.
Однако сейчас наблюдается все больше микстовых танцевальных техник, которые объединяют все основные системы. Хореографы в своих постановках стараются найти, прежде всего, что-то новое, необычное: в независимости от лексической принадлежности. Хореограф мыслит движением, а поскольку профессиональные хореографы владеют множеством танцевальных техник – то процесс заимствования и соединения неизбежен. И поэтому возник термин контемпорари танец - направление, которое невозможно отнести к какому либо стилю или системе. Это естественный процесс интеграции. Поэтому сей-час не стоит ставить какие-то строгие рамки, главное творчество.
Материал взят из книги В.Ю.Никитина “Модерн-джаз танец. Методика преподавания” – М.:ВЦХТ(“Я вхожу в мир искусств”), 2002, 160с., ил.
http://www.jazz-modern.ru/index-10_JM.html