- Добрый вечер! Сегодня у нас в студии несравненная Элизабет Тейлор! Это ее первое интервью за последние три года. Сразу хочу прояснить кое-что. В газетах сейчас полно историй о тебе...
- О, господи! Я еще жива или уже умерла?
- Это я и хотел спросить у тебя!
- По-моему, жива.
- Если судить по газетным заголовкам, не совсем. Вот хотя бы один из них - "Последняя агония Лиз". Или вот еще - "Умирающая Лиз умоляет: "Похороните меня рядом с моей единственной любовью!"
- А кто это - моя единственная любовь?
- Тебе лучше знать. Читаю дальше: "Часы Лиз сочтены". А вот солидный таблоид, уверяющий, что у тебя болезнь Альцгеймера, которая, как известно, не лечится.
- Ну хватит, Ларри! Посмотри на меня! Неужели я похожа на умирающую? Неужели я выгляжу как человек с болезнью Альцгеймера?
- Нет. Но откуда же все это берется? Почему это пишут именно о тебе?
- Да потому, что другую грязь они уже про меня сочинить не могут! И оставить меня в покое тоже не хотят. Сплетни обо мне столько лет их кормили! Умирать я не собираюсь. У меня куча дел. Вот, завтра открываю выставку драгоценностей в Лас-Вегасе.
- Там выставляются только твои украшения?
- Нет. Это большая выставка, в ней участвуют крупнейшие ювелирные фирмы. Но там будет и мой стенд. И все, что на нем демонстрируется, я придумала сама.
- То есть ты стала дизайнером ювелирных украшений?
- Да, драгоценности всегда были моей страстью. Я даже книгу написала: "Мой роман с драгоценностями".
- Это чертовски интересно, но я хотел бы завершить тему о твоем самочувствии, если ты не возражаешь. Ты же сейчас в кресле?
- Да.
- Я уточню - в инвалидном?
- Да, я приехала к тебе в инвалидном кресле.
- Почему?
- Из-за спины. Она болит у меня с подростковых лет.
- В чем причина?
- Я родилась со сколиозом.
- Объясни, что это значит.
- Это двойное сочетание искривления позвоночника и остеопороза.
- Значит, это не болезнь Альцгеймера?
- Нет.
- Но кто же распускает эти слухи? Твои друзья?
- Нет!
- Враги?
- Думаю, у меня нет врагов.
- Так это все выдумки газетчиков?
- Конечно! Им нужно как-то продавать свои журналы, таблоиды. Продать правдивую историю трудно. Грязь покупают охотнее. Простите меня, уважаемые издатели, если я уменьшу ваши тиражи, смерть не входит в мои ближайшие планы.
- Многие люди, дожив до определенного возраста, начинают думать о ней.
- Мне это не нужно. Я уже успела побывать на том свете и вернулась назад.
- Это как?
- Когда я была в Англии, пресса меня похоронила. Газеты написали, что я умерла от пневмонии. Но я выжила.
- В нашем возрасте это действительно опасно. Что помогло тебе выздороветь?
- Мне прислали какое-то лекарство из России. Не помню, как оно называется. А вообще, меня хоронили уже четыре раза! В первый раз меня загрызла собака, потом дважды застрелили. Порой мне кажется, что газетчики испробовали все способы, чтобы заставить меня перестать дышать. Поэтому смерти не боюсь.
- А ты веришь в жизнь после смерти?
- Думаю, да.
- В реинкарнацию или что-то подобное?
- Я не верю, что наши души умирают. Они живут, общаются друг с другом где-то там. Для них не существует такого понятия, как конец фильма.
- Тебе довелось встретить родственную душу?
- Да. Мне повезло.
- Это был Ричард Бартон (известный британский актер, за которого Тейлор трижды выходила замуж и трижды разводилась с ним. - Ред.)?
- Несомненно.
- А Майк Тодд (еще один муж Элизабет, известный кинопродюсер. - Ред.)?
- Ларри, я прошу тебя...
- Лиз, скажи правду.
- Я не буду говорить правду!
- Лиз Тейлор! В этом она вся. Настоящая кинозвезда! Разве звезды говорят правду?
- Какой ты все-таки негодяй, Ларри! Хорошо! Я любила их обоих, искренне и страстно.
- И оба умерли так рано, так трагически. (Тодд погиб в авиакатастрофе в 1958 году, Бартон скончался от кровоизлияния в мозг в 1984 году. - Ред.)
- Мне, правда, очень жаль.
- За собой вины не чувствуешь?
- Сожалею, если я кому-то из них причинила боль. Это все.
- Думаю, причинила, учитывая, что ты разрывала супружеские отношения.
- Но и мне было больно! А копаться в своем прошлом я не хочу. Я слишком занята для этого. Если я сдамся, то превращусь в сморщенный картофель, способный только смотреть телевизор. Спасибо, в таком состоянии я уже находилась. И нашла в себе силы вырваться. Теперь я хочу работать. Поэтому серьезно занялась дизайном ювелирных украшений. И это приносит мне радость. Я счастлива!
- Хотела бы снова сниматься в кино?
- Почему нет? Но только если роль будет сочная, живая, волнующая.
- Прости меня. У тебя глаза покраснели.
- Они красные?
- Все в порядке. Они очень красивые.
- Можно, я высморкаюсь?
- Конечно. Даже Элизабет Тейлор порой это необходимо. (Лиз достает платок и сморкается.) Можем продолжать? Давай поговорим о твоей семье. У тебя четверо детей, десять внуков, трое правнуков.
- Скоро будут еще!
- Вы собираетесь все вместе?
- Да! На День благодарения.
- Ты настоящая бабушка! Да, ты же дама!
- Еще раз так меня назовешь, я в ответ буду называть тебя сэром!
- А вот и не сможешь! Я ваши британские штучки знаю. Не понимаю, почему ты так отреагировала на даму. Ведь будь мы в Англии, к тебе так обращались бы все подряд. Это же почетный титул!
- Ты прав. Кавалерственная дама.
- Его даровала тебе королева-мать?
- Нет, королева Елизавета II.
- Она лично проводила ритуал?
- Да.
- С мечом?
- Нет, мечом посвящают только мужчин. Леди обходятся без этого.
- Хоть ты и не любишь копаться в прошлом, я вынужден вернуться к годам нашей молодости. За фильм "Клеопатра" ты получила миллион долларов. Тогда это был рекордный гонорар для актрисы. Сейчас звезды получают не меньше 20 миллионов долларов за фильм. Например, Джулия Робертс. Что ты чувствуешь, когда слышишь такие цифры?
- Я говорю себе: зато я была первой, кто получил миллион. С меня это все началось! Если бы я была сейчас молодой, возможно, мне бы заплатили больше.
- Тебе довелось работать со многими великолепными актерами - Пол Ньюмен, Джеймс Дин, Рок Хадсон.
- Это действительно так. Без их помощи я не смогла бы стать той, кто я есть. Я ведь никогда не училась актерскому мастерству. Все, что умею, взяла от них. По-настоящему хороший актер всегда помогает своему партнеру. Единственным, кто не следовал этому правилу, был Брандо. Прости меня, Марлон, но это так.
- А в чем это выражалось?
- Брандо всегда стремился унизить менее опытного партнера. Он делал вид, что забывал свои слова, просил начать заново. И так несколько раз. Люди не выдерживали, а он получал удовольствие от этого.
- Он и с тобой такие штуки проделывал?
- Пытался. Но я его быстро раскусила. И поломала его игру. Я сказала: "Забыл слова, так сам репетируй, а я ухожу с площадки. Позовете меня, когда мистер Брандо выучит свою роль"! Он рассмеялся и больше со мной не связывался.
- Но ты на него не обиделась?
- Я любила его.
- Майкл Джексон. Хочу поговорить теперь о нем и о вашей дружбе. Как вы познакомились?
- Я пошла на его концерт, но ничего не смогла увидеть. Все прыгали, танцевали. Это было на стадионе. Люди вокруг меня так кричали, что я не только ничего не видела, но и не слышала! И я ушла, даже не дождавшись антракта. Заехала с друзьями в магазин и купила видеодиск с записью Майкла. Мы сели у меня дома и все спокойно посмотрели. А Майклу кто-то рассказал, что Тейлор была на его концерте, но ушла еще в первом отделении.
На следующий день он позвонил по телефону и со слезами в голосе принялся выяснять, что мне не понравилось. Мы болтали часа три. Потом телефонных бесед нам уже не хватало. Стали встречаться, ходить в гости друг к другу. И теперь остаемся настоящими друзьями. Ничего друг от друга не скрываем.
- Но что вас так сблизило?
- Мы очень похожи.
- В чем?
- У нас с Майклом было трудное детство. А если точнее, детства не было вообще. Я начала работать в девять лет, он - в три года.
- Когда ты с ним разговаривала в последний раз?
- Несколько дней назад.
- Как он?
- Нормально. Живет в Бахрейне. Возвращаться не собирается. И правильно. Так, как с ним здесь обошлись!
- Значит, ты считаешь, что обвинения против Майкла были несправедливы?
- Ничего глупее я в своей жизни не слышала!
- Но простите, дама Элизабет! Неужели вам не кажется странным, что мужчина, которому уже за 40, спит в одной постели с детьми? Даже на первый взгляд это, ей-богу, странно.
- Хорошо, отвечу. Я тоже, как ты говоришь, спала в одной постели с Майклом Джексоном. Более того, с нами в той же постели были его племянники! И я ничего ненормального в этом не вижу! Мы лежали друг на дружке вповалку и смотрели мультфильмы Уолта Диснея по телевизору. Мы с Майклом хохотали так же, как дети. При этом он не ласкал ни племянников, ни меня! Не было в этом ни грязи, ни похоти, ничего странного!
- Ты считаешь, что на него устроили травлю?
- Уверена в этом.
- Власти?
- Нет, думаю, пресса.
- Он уже не будет петь?
- Только не в Америке! Может быть, в Европе.
- Спасибо за откровенность. Давай теперь поговорим о твоей благотворительной деятельности. Ты активно участвуешь в работе нескольких фондов, которые финансируют борьбу со СПИДом. Почему?
- Что значит, почему? Считаю это своим долгом. А началось все с того, что от СПИДа умирал мой близкий друг, замечательный актер Рок Хадсон (скончался в 1985 году. - Ред.). Я связалась с его врачом и спросила, что могу сделать? Увы, только поддержать психологически, был ответ. Лечения не существует. Я тут же помчалась в больницу. Рок был рад меня видеть. Мы смеялись, шутили, вспоминали, как пили шоколадный "Мартини" по несколько порций прямо на съемках. Я сознательно не говорила о его болезни. Только один раз, увидев, как его лицо исказила гримаса, спросила шепотом: "Рок, тебе очень больно?" Он сжал мою руку и улыбнулся. Когда я уходила, он лежал такой спокойный, умиротворенный.
- Он был гомосексуалистом?
- Да, но разве это важно? Он был, прежде всего, прекрасным человеком, надежным другом. Когда Рок умер, я просто взбесилась. Ведь власти ничего не делают, чтобы помочь больным СПИДом. А болезнь разрастается. Вот тогда у меня и возникла идея создания благотворительного фонда. Появился первый в мире фонд, помогавший больным и врачам бороться со СПИДом, выделявший средства на информирование людей об этой болезни. Первая сумма, которую нам удалось собрать, составляла около 270 тысяч долларов.
- Насколько мне известно, гораздо больше - миллион!
- Миллион? Может быть. Главное, это было начало. Сейчас мы собираем за один аукцион или бал в 10-20 раз больше.
- И спасли жизнь миллионам. Могу сказать, что когда твоего фонда не было, умирал каждый больной СПИДом. Во многом благодаря вашей деятельности ВИЧ-вирус уже не означает непременную смерть. Я восхищаюсь тобой, Элизабет. Ты была первой актрисой, получившей миллион долларов за фильм. Ты была первой актрисой, создавшей собственные духи.
- Это было ровно 15 лет назад.
- И они до сих пор популярны. Ты организовала первый фонд борьбы со СПИДом. Теперь ты стала первой актрисой, которая создает драгоценности. Целый вечер не могу отвести взгляд от перстня на твоей руке. Это твое произведение?
- Нет, это очень старая вещь. Ее подарил мне Ричард.
- Когда делал предложение?
- Нет, мы уже были супругами два года.
- Значит, простой подарок?
- Да, без всякого повода.
- И ты хранишь его до сих пор?
- Не имею привычки выбрасывать подарки.
- Замуж не хочешь выйти еще раз?
- Ларри, ты делаешь мне предложение?
- Нет, просто спрашиваю.
- Но спрашиваешь у меня, ведь так?
- Вот попался, а! Ладно, отвечай скорей. Нет?
- Нет!
- Мне стало легче.
- Все-таки ты негодяй!
Перевод Наталии ТЕРЕХ, "ФАКТЫ"