Тургенев Иван Сергеевич
|
|
Megie | Дата: Понедельник, 15-11-2010, 23:53 | Сообщение # 1 | |
|
You are my best of joy, Michael |
Репутация: |
Награды: |
Сообщения: 4601 |
Из: Санкт-Петербург |
|
|
Иван Сергеевич Тургенев [28 октября (9 ноября) 1818, Орел - 22 августа (3 сентября) 1883, Буживаль, близ Парижа; похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге], русский писатель.
Воспитание чувств.
По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, - богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 году семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833 году, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 году переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Одно из сильнейших впечатлений ранней юности (1833) - влюбленность в княжну Е. Л. Шаховскую, переживавшую в эту пору роман с отцом Тургенева, - отразилось в повести "Первая любовь" (1860). В 1836 году Тургенев показывает свои стихотворные опыты в романтическом духе литератору пушкинского круга, университетскому профессору П. А. Плетневу; тот приглашает студента на литературный вечер (в дверях Тургенев столкнулся с Александром Пушкиным), а в 1838 году печатает в "Современнике" тургеневские стихотворения "Вечер" и "К Венере Медицийской" (к этому моменту Тургеневым написано около сотни стихотворений, в основном не сохранившихся, и драматическая поэма "Стено").В мае 1838 года Тургенев отправляется в Германию (желание пополнить образование соединилось с неприятием российского уклада, основанного на крепостном праве). Катастрофа парохода "Николай I", на котором плыл Тургенев, будет описана им в очерке "Пожар на море" (1883; на французском языке). До августа 1839 года Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи, общается с Т. Н. Грановским, Н. В. Станкевичем. После короткого пребывания в России в январе 1840 года отправляется в Италию, но с мая 1840 по май 1841 года он вновь в Берлине, где знакомится с М. А. Бакуниным. Прибыв в Россию, он посещает имение Бакуниных Премухино, сходится с этой семьей: вскоре начинается роман с Т. А. Бакуниной, что не мешает связи со швеей А. Е. Ивановой (в 1842 году она родила Тургеневу дочь Пелагею). В январе 1843 года Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел.
Вокруг "Записок охотника".
В 1843 году появляется поэма на современном материале "Параша", получившая высокую оценку В. Г. Белинского. Знакомство с критиком, перешедшее в дружбу (в 1846 году Тургенев стал крестным его сына), сближение с его окружением (в частности, с Некрасовым) изменяют его литературную ориентацию: от романтизма он обращается к иронико-нравоописательной поэме ("Помещик", "Андрей", обе 1845) и прозе, близкой принципам "натуральной школы" и не чуждой влиянию Лермонтова ("Андрей Колосов", 1844; "Три портрета", 1846; "Бретер", 1847). 1 ноября 1843 года Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия), любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни. В мае 1845 года Тургенев выходит в отставку. С начала 1847 по июнь 1850 года он живет за границей (в Германии, Франции; Тургенев - свидетель французской революции 1848 года): опекает больного Белинского во время его путешествия; тесно общается с П. В. Анненковым, Александром Герценом, знакомится с Жорж Санд, Проспером Мериме, Альфредом де Мюссе, Фридериком Шопеном, Шарлем Гуно; пишет повести "Петушков" (1848), "Дневник лишнего человека" (1850), комедии "Холостяк" (1849), "Где тонко, там и рвется", "Провинциалка" (обе 1851), психологическую драму "Месяц в деревне" (1855). Главное дело этого периода - "Записки охотника", цикл лирических очерков и рассказов, начавшийся с рассказа "Хорь и Калиныч" (1847; подзаголовок "Из записок охотника" был придуман И. И. Панаевым для публикации в разделе "Смесь" журнала "Современник"); отдельное двухтомное издание цикла вышло в 1852 году, позднее добавлены рассказы "Конец Чертопханова" (1872), "Живые мощи", "Стучит" (1874). Принципиальное многообразие человеческих типов, впервые выделенных из прежде не замечаемой или идеализируемой народной массы, свидетельствовало о бесконечной ценности всякой неповторимой и свободной человеческой личности; крепостной порядок представал зловещей и мертвой силой, чуждой природной гармонии (детализированная конкретика разнородных пейзажей), враждебной человеку, но неспособной уничтожить душу, любовь, творческий дар. Открыв Россию и русского человека, положив начало "крестьянской теме" в отечественной словесности, "Записки охотника" стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества Тургенева: отсюда тянутся нити и к исследованию феномена "лишнего человека" (проблема, намеченная в "Гамлете Щигровского уезда"), и к осмыслению таинственного ("Бежин луг"), и к проблеме конфликта художника с душащей его обыденностью ("Певцы").
1850-е годы. Литературное окружение.
В апреле 1852 года за отклик на смерть Николая Гоголя, запрещенный в Петербурге и опубликованный в Москве, Тургенев по высочайшему повелению посажен на съезжую (там был написан рассказ "Муму"). В мае выслан в Спасское, где живет до декабря 1853 года (работа над неоконченным романом, повестью "Два приятеля", знакомство с Афанасием Фетом, активная переписка с Сергеем Аксаковым и литераторами из круга "Современника"); в хлопотах об освобождении Тургенева важную роль сыграл Алексей Толстой. До июля 1856 года Тургенев живет в России: зимой по преимуществу в Петербурге, летом в Спасском. Его ближайшая среда - редакция "Современника"; состоялись знакомства с Иваном Гончаровым, Львом Толстым и Александром Островским; Тургенев принимает участие в издании "Стихотворений" Федора Тютчева (1854) и снабжает его предисловием. Взаимное охлаждение с далекой Виардо приводит к краткому, но едва не закончившемуся женитьбой роману с дальней родственницей О. А. Тургеневой. Публикуются повести "Затишье" (1854), "Яков Пасынков" (1855), "Переписка", "Фауст" (обе 1856).
Романы.
"Рудиным" (1856) открывается серия тургеневских романов, компактных по объему, разворачивающихся вокруг героя-идеолога, журналистски точно фиксирующих актуальную социально-политическую проблематику и, в конечном итоге, ставящих "современность" перед лицом неизменных и загадочных сил любви, искусства, природы. Воспламеняющий аудиторию, но неспособный на поступок "лишний человек" Рудин; напрасно грезящий о счастье и приходящий к смиренному самоотвержению и надежде на счастье для людей нового времени Лаврецкий ("Дворянское гнездо", 1859; события происходят в обстановке близящейся "великой реформы"); "железный" болгарин-революционер Инсаров, становящийся избранником героини (то есть России), но "чужой" и обреченный смерти ("Накануне", 1860); "новый человек" Базаров, скрывающий за нигилизмом романтический бунт ("Отцы и дети", 1862; пореформенная Россия не освобождается от вечных проблем, а "новые" люди остаются людьми: "дюжинные" будут жить, а захваченные страстью или идеей - погибнут); зажатые меж "реакционной" и "революционной" пошлостью персонажи "Дыма" (1867); революционер-народник Нежданов, еще более "новый" человек, но по-прежнему неспособный ответить на вызов изменившейся России ("Новь", 1877); все они, вкупе с второстепенными персонажами (при индивидуальном несходстве, различии нравственно-политических ориентаций и духовного опыта, разной степени близости к автору), состоят в тесном родстве, совмещая в разных пропорциях черты двух вечных психологических типов - героического энтузиаста, Дон Кихота, и поглощенного собой рефлектера, Гамлета.
В скитаниях.
Отбыв за границу в июле 1856 года, Тургенев попадает в мучительный водоворот двусмысленных отношений с Виардо и воспитывавшейся в Париже дочерью. После трудной парижской зимы 1856-1857 годов (завершена мрачноватая "Поездка в Полесье") он отправляется в Англию, затем в Германию, где пишет "Асю", одну из наиболее поэтичных повестей, поддающуюся, впрочем, истолкованию в общественном ключе (статья Николая Чернышевского "Русский человек на rendez-vous", 1858), а осень и зиму проводит в Италии. К лету 1858 года он в Спасском; в дальнейшем нередко год Тургенева будет члениться на "европейский, зимний" и "российский, летний" сезоны. После "Накануне" и посвященной роману статьи Н. А. Добролюбова "Когда же придет настоящий день?" (1860) происходит разрыв Тургенева с радикализировавшимся "Современником" (в частности, с Николаем Некрасовым; их взаимная враждебность сохранялась до конца). Конфликт с "молодым поколением" усугубился романом "Отцы и дети" (памфлетная статья М. А. Антоновича "Асмодей нашего времени" в "Современнике", 1862; так называемым "расколом в нигилистах" во многом мотивирована позитивная оценка романа в статье Д. И. Писарева "Базаров", 1862). Летом 1861 года произошла ссора с Л. Н. Толстым, едва не обернувшаяся дуэлью (примирение в 1878 году). В повести "Призраки" (1864) Тургенев сгущает намечавшиеся в "Записках охотника" и "Фаусте" мистические мотивы; эта линия получит развитие в "Собаке" (1865), "Истории лейтенанта Ергунова" (1868), "Сне", "Рассказе отца Алексея" (оба 1877), "Песни торжествующей любви" (1881), "После смерти (Клара Милич)" (1883). Тема слабости человека, оказывающегося игрушкой неведомых сил и обреченного небытию, в большей или меньшей мере окрашивает всю позднюю прозу Тургенева; наиболее прямо она выражена в лирическом рассказе "Довольно!" (1865), воспринятом современниками как свидетельство (искреннее или кокетливо-лицемерное) ситуативно обусловленного кризиса Тургенева.
Слава и грусть.
В 1863 году происходит новое сближение Тургенева с Полиной Виардо; до 1871 года они живут в Бадене, затем (по окончании франко-прусской войны) в Париже. Тургенев близко сходится с Гюставом Флобером и через него с Э. и Ж. Гонкурами, Альфонсом Доде, Эмилем Золя, Ги де Мопассаном; он принимает на себя функцию посредника между русской и западными литературами. Растет его общеевропейская слава: в 1878 году на международном литературном конгрессе в Париже писатель избран вице-президентом; в 1879 году он - почетный доктор Оксфордского университета. Тургенев поддерживает контакты с русскими революционерами (П. Л. Лавровым, Г. А. Лопатиным) и оказывает материальную поддержку эмигрантам. В 1880 году Тургенев участвует в торжествах в честь открытия памятника Пушкину в Москве. В 1879-1881 годах старый писатель переживает бурное увлечение актрисой Марией Савиной, окрасившее его последние приезды на родину. Наряду с рассказами о прошлом ("Степной король Лир", 1870; "Пунин и Бабурин", 1874) и упомянутыми выше "таинственными" повестями в последние годы жизни Тургенев обращается к мемуаристике ("Литературные и житейские воспоминания", 1869-1880) и "Стихотворениям в прозе" (1877-1882), где представлены едва ли не все основные темы его творчества, а подведение итогов происходит словно бы в присутствии близящейся смерти. Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного мозга). Похороны в Петербурге вылились в массовую манифестацию.
Проза И.С.Тургенева
Отцы и дети (1862) (28) Записки охотника (1847-1852) (цикл рассказов) Бежин луг. Бирюк. Бурмистр. Два помещика. Контора. Живые мощи. Смерть. Муму (1852, опубликовано 1854) Рудин (1856) (13) Ася (1858) (22) Речь о Шекспире (1864)
Поэзия И.С.Тургенева 1840 Что тебя я не люблю... Русский
1842 Дай мне руку, и пойдем мы в поле... Заметила ли ты, о друг мой молчаливый...
1843 Утро туманное, утро седое... Когда с тобой расстался я... Когда давно забытое названье... В ночь летнюю, когда... К чему твержу я стих унылый... Весенний вечер Человек, каких много Конец жизни Федя К А.С. (Я вас знавал..) В. Н. В. (Когда в весенний день...)
1844 Гроза промчалась К *** (Через поля к холмам тенистым...) Призвание Брожу над озером Откуда веет тишиной?..
1863 Я долго стоял неподвижно...
1876 Песочные часы Крокет в Виндзоре
1877 Дрозд I Дрозд II
1878 Встреча Соперник Конец света Мне жаль... Проклятие Близнецы Без гнезда Черепа Посещение Кубок Чья вина? Житейское правило Милостыня Старик Насекомое Порог Гад Роза Писатель и критик С кем спорить... Старуха О моя молодость! О моя свежесть! К *** (То не ласточка щебетунья...) Я шел среди высоких гор Когда меня не будет... Собака Разговор Эгоист
1879 Что я буду думать?.. Как хороши, как свежи были розы... Морское плавание Н. Н. Стой! Завтра, завтра! Монах Мы еще повоюем! Я встал ночью... Когда я один...
1881 Отсутствующими очами... Молитва Путь к любви Фраза Простота
Брамин
Ты заплакал... Любовь
1882 Русский язык Истина и правда Куропатки Nessun maggior dolore Попался под колесо
http://www.turgenev.org.ru/biogr.htm
|
|
ВиаГра | Дата: Воскресенье, 16-01-2011, 14:47 | Сообщение # 2 | |
|
Inspirational Sister |
Репутация: |
Награды: |
Сообщения: 2164 |
Из: Хабаровск |
|
| Megie, огромное спасибо за статью!! К своему стыду с творчеством Тургенева знакома слабо... Смогла осилить только "Отцы и Дети",поскольку сюжет понятен и прост,глубок и важен.Это бессмертная тема - отцы всегда "суют нос" в проблемы детей.А дети слушают,но делают по своему.С 1862 года по сегодняшний день не изменилось ничего...
|
|
Megie | Дата: Вторник, 31-05-2011, 21:51 | Сообщение # 3 | |
|
You are my best of joy, Michael |
Репутация: |
Награды: |
Сообщения: 4601 |
Из: Санкт-Петербург |
|
| Люблю! Всем своим сердцем люблю творчество Тургенева! Я как минимум три раза прочла роман "Отцы и Дети". Я так сильно полюбила этого нахального, жесткого, нетворческого человека, Евгения Базарова, что в конце книги плакала, когда он умер. Я не могу понять, что же привлекло меня в этом герое, но я снимаю шляпу перед гением Тургенева, который даже такого черствого человека заставил меня полюбить. Не зря Иван Сергеевич говорил: "если вы не полюбите Евгения Базарова, то, значит, я не достиг своей цели". Знаете, больше всего меня заинтересовала, заинтриговала любовь между Базаровым и Одинцовой. Базаров-нигилист, называющий любовь "физиологией", романтику "белибердой" влюбился! И в кого? В холодную, даже, можно сказать, расчетливую женщину! Очень странно, не так ли? Я с замиранием сердца читала внутренние переживания Базарова, его в некотором роде неприязнь к себе, к своим слабостям. В очереддной раз возхитилась точными фразами Тургенева: произнесенная Базаровым фраза "расклеилась машина" в полной мере показали всю душу Евгения на тот момент. А родители Базарова? Они вызвали во мне умиление и, в некоторой степени уважение. Стоически переживать отсутсвие сына, его причуды, и его смерть... Я думаю, самое жуткое проклятие в жизни любого человека - это увидеть смерть своего ребенка. Эта самая страшная трагедия, какая только может когда-нибудь существовать.
Еще я очень люблю рассказ "Ася". Развернутый отзыв о нем я писать не стану, но скажу, что перечитывала его много раз и находила много нового.
|
|
Galoshka | Дата: Понедельник, 23-04-2012, 08:51 | Сообщение # 4 | |
|
I Love You More |
Репутация: |
Награды: |
Сообщения: 10757 |
Из: Ростов-на-Дону |
|
|
20 мая 1859 г. Николай Петрович Кирсанов, сорокатрехлетний, но уже немолодой с виду помещик, волнуясь, ожидает на постоялом дворе своего сына Аркадия, который только что окончил университет.
Николай Петрович был сыном генерала, но предназначенная ему военная карьера не состоялась (он в молодости сломал ногу и на всю жизнь остался «хроменьким»). Николай Петрович рано женился на дочке незнатного чиновника и был счастлив в браке. К его глубокому горю, супруга в 1847 г. скончалась. Все свои силы и время он посвятил воспитанию сына, даже в Петербурге жил вместе с ним и старался сблизиться с товарищами сына, студентами. Последнее время он усиленно занялся преобразованием своего имения.
Наступает счастливый миг свидания. Однако Аркадий появляется не один: с ним высокий, некрасивый и самоуверенный молодой человек, начинающий доктор, согласившийся погостить у Кирсановых. Зовут его, как он сам себя аттестует, Евгений Васильевич Базаров.
Разговор отца с сыном на первых порах не клеится. Николая Петровича смущает Фенечка, девушка, которую он содержит при себе и от которой уже имеет ребенка. Аркадий снисходительным тоном (это слегка коробит отца) старается сгладить возникшую неловкость.
Дома их ждет Павел Петрович, старший брат отца. Павел Петрович и Базаров сразу же начинают ощущать взаимную антипатию. Зато дворовые мальчишки и слуги гостю охотно подчиняются, хотя он вовсе и не думает искать их расположения.
Уже на следующий день между Базаровым и Павлом Петровичем происходит словесная стычка, причем её инициатором является Кирсанов-старший. Базаров не хочет полемизировать, но все же высказывается по главным пунктам своих убеждений. Люди, по его представлениям, стремятся к той или иной цели, потому что испытывают различные «ощущения» и хотят добиться «пользы». Базаров уверен, что химия важнее искусства, а в науке важнее всего практический результат. Он даже гордится отсутствием у него «художественного смысла» и полагает, что изучать психологию отдельного индивидуума незачем: «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других». Для Базарова не существует ни одного «постановления в современном нашем быту… которое бы не вызвало полного и беспощадного отрицания». О собственных способностях он высокого мнения, но своему поколению отводит роль не созидательную — «сперва надо место расчистить».
Павлу Петровичу «нигилизм», исповедуемый Базаровым и подражающим ему Аркадием, представляется дерзким и необоснованным учением, которое существует «в пустоте». Аркадий старается как-то сгладить возникшее напряжение и рассказывает другу историю жизни Павла Петровича. Он был блестящим и многообещающим офицером, любимцем женщин, пока не встретил светскую львицу княгиню Р*. Страсть эта совершенно изменила существование Павла Петровича, и, когда роман их закончился, он был полностью опустошен. От прошлого он сохраняет лишь изысканность костюма и манер да предпочтение всего английского.
Взгляды и поведение Базарова настолько раздражают Павла Петровича, что он вновь атакует гостя, но тот довольно легко и даже снисходительно разбивает все «силлогизмы» противника, направленные на защиту традиций. Николай Петрович стремится смягчить спор, но и он не может во всем согласиться с радикальными высказываниями Базарова, хотя и убеждает себя, что они с братом уже отстали от жизни.
Молодые люди отправляются в губернский город, где встречаются с «учеником» Базарова, отпрыском откупщика, Ситниковым. Ситников ведет их в гости к «эмансипированной» даме, Кукшиной. Ситников и Кукшина принадлежат к тому разряду «прогрессистов», которые отвергают любые авторитеты, гоняясь за модой на «свободомыслие». Они ничего толком не знают и не умеют, однако в своем «нигилизме» оставляют далеко за собой и Аркадия, и Базарова. Последний Ситникова откровенно презирает, а у Кукшиной «занимается больше шампанским».
Аркадий знакомит друга с Одинцовой, молодой, красивой и богатой вдовой, которой Базаров сразу же заинтересовывается. Интерес этот отнюдь не платонический. Базаров цинично говорит Аркадию: «Пожива есть…»
Аркадию кажется, что он влюблен в Одинцову, но это чувство напускное, тогда как между Базаровым и Одинцовой возникает взаимное тяготение, и она приглашает молодых людей погостить у нее.
В доме Анны Сергеевны гости знакомятся с её младшей сестрой Катей, которая держится скованно. И Базаров чувствует себя не в своей тарелке, он на новом месте начал раздражаться и «глядел сердито». Аркадию тоже не по себе, и он ищет утешения в обществе Кати.
Чувство, внушенное Базарову Анной Сергеевной, ново для него; он, так презиравший всякие проявления «романтизма», вдруг обнаруживает «романтика в самом себе». Базаров объясняется с Одинцовой, и хотя та не тотчас же освободилась от его объятий, однако, подумав, она приходит к выводу, что «спокойствие […] лучше всего на свете».
Не желая стать рабом своей страсти, Базаров уезжает к отцу, уездному лекарю, живущему неподалеку, и Одинцова не удерживает гостя. В дороге Базаров подводит итог происшедшему и говорит: «…Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. Это всё […] вздор».
Отец и мать Базарова не могут надышаться на своего ненаглядного «Енюшу», а он скучает в их обществе. Уже через пару дней он покидает родительский кров, возвращаясь в имение Кирсановых.
От жары и скуки Базаров обращает внимание на Фенечку и, застав её одну, крепко целует молодую женщину. Случайным свидетелем поцелуя становится Павел Петрович, которого до глубины души возмущает поступок «этого волосатого». Он особенно негодует ещё и потому, что ему кажется: в Фенечке есть что-то общее с княгиней Р*.
Согласно своим нравственным убеждениям, Павел Петрович вызывает Базарова на поединок. Чувствуя себя неловко и, понимая, что поступается принципами, Базаров соглашается стреляться с Кирсановым-старшим («С теоретической точки зрения дуэль — нелепость; ну, а с практической точки зрения — это дело другое»).
Базаров слегка ранит противника и сам подает ему первую помощь. Павел Петрович держится хорошо, даже подшучивает над собой, но при этом и ему и Базарову неловко. Николай Петрович, от которого скрыли истинную причину дуэли, также ведет себя самым благородным образом, находя оправдание для действий обоих противников.
Последствием дуэли становится и то, что Павел Петрович, ранее решительно возражавший против женитьбы брата на Фенечке, теперь сам уговаривает Николая Петровича совершить этот шаг.
И у Аркадия с Катей устанавливается гармоничное взаимопонимание. Девушка проницательно замечает, что Базаров для них — чужой, потому что «он хищный, а мы с вами ручные».
Окончательно потерявший надежду на взаимность Одинцовой Базаров переламывает себя и расстается с ней и Аркадием. На прощание он говорит бывшему товарищу: «Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич…» Аркадий огорчен, но довольно скоро утешается обществом Кати, объясняется ей в любви и уверяется, что тоже любим.
Базаров же возвращается в родительские пенаты и старается забыться в работе, но через несколько дней «лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством». Пробует он заговаривать с мужиками, однако ничего, кроме глупости, в их головах не обнаруживает. Правда, и мужики видят в Базарове что-то «вроде шута горохового».
Практикуясь на трупе тифозного больного, Базаров ранит себе палец и получает заражение крови. Через несколько дней он уведомляет отца, что, по всем признакам, дни его сочтены.
Перед смертью Базаров просит Одинцову приехать и попрощаться с ним. Он напоминает ей о своей любви и признается, что все его гордые помыслы, как и любовь, пошли прахом. «А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет… Все равно: вилять хвостом не стану». С горечью говорит он, что не нужен России. «Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…»
Когда Базарова по настоянию родителей причащают, «что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвевшем лице».
Проходит шесть месяцев. В небольшой деревенской церкви венчаются две пары: Аркадий с Катей и Николай Петрович с Фенечкой. Все были довольны, но что-то в этом довольстве ощущалось и искусственное, «точно все согласились разыграть какую-то простодушную комедию».
Со временем Аркадий становится отцом и рьяным хозяином, и в результате его усилий имение начинает приносить значительный доход. Николай Петрович принимает на себя обязанности мирового посредника и усердно трудится на общественном поприще. Павел Петрович проживает в Дрездене и, хотя по-прежнему выглядит джентльменом, «жить ему тяжело».
Кукшина обитает в Гейдельберге и якшается со студентами, изучает архитектуру, в которой, по её словам, она открыла новые законы. Ситников женился на княжне, им помыкающей, и, как он уверяет, продолжает «дело» Базарова, подвизаясь в роли публициста в каком-то темном журнальчике.
На могилу Базарова часто приходят дряхлые старички и горько плачут и молятся за упокой души безвременно усопшего сына. Цветы на могильном холмике напоминают не об одном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…
Источник
|
|