• Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Megie  
Пелевин Виктор Олегович," Чапаев и пустота"
Galoshka Дата: Воскресенье, 06-05-2012, 14:52 | Сообщение # 1 |
I Love You More
Репутация:
Награды:
Сообщения:
10757
Из:
Ростов-на-Дону


Писатель Виктор Олегович Пелевин родился 22 ноября 1962 года в Москве. В 1985 году с отличием окончил Московский энергетический институт по специальности электромеханик, в апреле того же года был принят на должность инженера кафедры электрического транспорта, а через два года сдал экзамены в аспирантуру. Но диссертацию так и не защитил, поскольку решил сменить род занятий.

В 1989 году поступил в Литературный институт им. А.М. Горького, затем несколько лет проработал в журнале "Наука и религия", где готовил публикации по восточному мистицизму. В 1989 году вышла первая публикация Пелевина – сказка "Колдун Игнат и люди", а в следующем номере была опубликована его статья "Гадание на рунах".

Первые рассказы появились также в конце 1980-х в сборниках фантастики и журнале "Химия и жизнь". Дебютный сборник "Синий фонарь" поначалу не был замечен критикой. Через год после фурора, вызванного появлением в журнале "Знамя" повести "Омон Ра" (1992), "Синий фонарь" получил Малую Букеровскую премию как лучший сборник рассказов 1992 года, а еще через год – премии "Интерпресскон" и "Золотая улитка".

Творчество Пелевина не поддается точной классификации, как считают критики, оно находится на стыке постмодернистской прозы, эзотерической традиции, абсурдистской и сатирической научной фантастики и других разновидностей литературы и лишь условно может быть отнесено к научной фантастике и фэнтези, хотя автор часто использует приемы и сюжеты этих жанров. Начиная с первых опубликованных произведений, Пелевин привлек внимание своеобразной "популяризацией" западноевропейской трансцедентальной философии, буддизма и учений современных мистиков (в частности, Карлоса Кастанеды), анализом состояний сознания и опытами создания новой мифологии на базе сатирически рассмотренной советской и "постсоветской" действительности. Последнее особо ярко проявилось в эссе "Зомбификация" (1994; премия "Странник"-95) и романах – "Омон Ра", "Жизнь насекомых" (1993), "Чапаев и Пустота" (1996). За роман "Чапаев и Пустота" Пелевин был удостоен премии "Странник-97", а в 1997 году произведение вошло в шестерку претендентов на номинирование на Малую Букеровскую премию.

Другой роман Пелевина - "Generation "П" (1999) стал одним из самых знаковых романов о 1990-х годах России. Книга продана во всем мире общим тиражом 3,5 млн экземпляров, получила несколько литературных премий (в том числе Немецкую литературную премию имени Рихарда Шенфельда, 2000), а также была отмечена рецензиями в изданиях New York Times и Guardian.

Среди других произведений Пелевина: "Реконструктор" (1990, премия "Великое Кольцо"–90), "Затворник и Шестипалый" (1990, премия "Золотой шар"–90), "Вести из Непала" (1991), "Принц Госплана" (1991, премия "Великое Кольцо"–91, премия "Интерпресскон"–93), "Желтая стрела" (1993), "Бубен верхнего мира" (1993, премия "Великое Кольцо"–93), "Иван Кублаханов" (1994), "Диалектика переходного периода. Из ниоткуда никуда" (2003), "Священная книга оборотня" (2004), "Шлем ужаса" (2005), Empire "V" (2006).

В 2007 году роман Empire "V" вошел в шорт-лист литературной премии России "Большая книга".

За роман "Диалектика переходного периода. Из ниоткуда никуда" ("ДПП (NN)") Виктор Пелевин был удостоен премии имени Аполлона Григорьева (2003), а также литературной премии "Национальный бестселлер" (2003).

В 2008 году вышел сборник "П5: Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана", состоящий из пяти сюжетно не связанных друг с другом новелл.

20 октября 2009 года в продажу поступит новая книга Виктора Пелевина "t". Содержание романа издатели пока держат в строжайшем секрете.

Экранизации произведений Пелевина


В 1999 году вышла первая экранизация произведения Виктора Пелевина в виде короткометражного фильма под названием "Ничего страшного". Фильм был снят по рассказам Виктора Пелевина из сборника "Синий фонарь" в качестве дипломной работы выпускницы режиссерского факультета ВГИКа (мастерская Владимира Хотиненко) Ульяны Шилкиной.

В феврале 2009 года начались съемки фильма "Мизинец Будды" (Buddha's Little Finger) совместного производства России и Германии по культовому роману Виктора Пелевина "Чапаев и Пустота". Экранизацию романа продюсеры планировали еще с 2007 года. Режиссер фильма – Тони Пембертон. Сроки выхода картины на экраны пока неизвестны.

На 2009 год кинокомпания "Гарпастум" запланировала съемки фильма "А Хули" – экранизации романа Виктора Пелевина "Священная книга оборотня".

По жанру "А Хули" – остросюжетное фэнтези с элементами черной комедии. Заявленный бюджет картины – 25-40 млн долларов.

В марте 2010 года ожидается выход на экраны долгожданного фильма "Generation "П" по одноименному роману Виктора Пелевина. Режиссер картины – Виктор Гинзбург.

Циклы произведений

Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда (ДПП (NN))

Элегия 2 (2003)
Мощь великого
Числа (2003)
Македонская критика французской мысли (2003)
Один вог (2003)
Акико (2003)
Фокус-группа (2003)
Жизнь замечательных людей
Гость на празднике Бон (2003)
Запись о поиске ветра (2003)

Романы


1992 — Омон Ра
1993 — Жизнь насекомых
1996 — Чапаев и Пустота
1999 — Generation «П»
2003 — Числа
2004 — Священная книга оборотня
2005 — Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре
2006 — Empire «V»
2009 — t
2011 — S.N.U.F.F

Повести и рассказы

1989 — Колдун Игнат и люди (Сказочка)
1990 — Затворник и Шестипалый
1990 — Оружие возмездия
1990 — Реконструктор (Об исследованиях П. Стецюка)
1991 — Вести из Непала
1991 — Встроенный напоминатель
1991 — Девятый сон Веры Павловны
1991 — День бульдозериста
1991 — Жизнь и приключения сарая Номер XII
1991 — Луноход (отрывок из повести «Омон Ра»)
1991 — Мардонги
1991 — Миттельшпиль
1991 — Музыка со столба
1991 — Онтология детства
1991 — Откровение Крегера (Комплект документации)
1991 — Принц Госплана
1991 — Проблема верволка в средней полосе (Верволки средней полосы)
1991 — СССР Тайшоу Чжуань. Китайская народная сказка (Правитель)
1991 — Синий фонарь
1991 — Спи
1991 — Ухряб
1991 — Хрустальный мир
1992 — Ника
1993 — Бубен Нижнего мира (Зелёная коробочка)
1993 — Бубен Верхнего мира
1993 — Жёлтая стрела
1993 — Зигмунд в кафе
1993 — Полет над гнездом врага (глава из романа «Жизнь насекомых»)
1993 — Происхождение видов
1994 — Иван Кублаханов
1994 — Тарзанка
1995 — Папахи на башнях
1996 — Водонапорная башня
1996 — Святочный киберпанк, или Рождественская Ночь-117.DIR
1997 — Греческий вариант
1997 — Краткая история пэйнтбола в Москве
1999 — Нижняя тундра
1999 — Явление героя (отрывок из романа «Generation П»)
2001 — Time Out (Тайм-аут, или Вечерняя Москва)
2003 — Акико
2003 — Гость на празднике Бон
2003 — Запись о поиске ветра
2003 — Македонская критика французской мысли
2003 — Один вог
2003 — Фокус-группа
2004 — Свет горизонта (дополнение к «Жизни насекомых»)
2005 — Who by fire
2006 — Сны о Герое
2008 — Ассасин
2008 — Зал поющих кариатид
2008 — Кормление крокодила Хуфу
2008 — Некромент
2008 — Пространство Фридмана
2010 — Тхаги

Эссе

1990 — Гадание на рунах, или Рунический оракул Ральфа Блума
1990 — Зомбификация. Опыт сравнительной антропологии (Зомбификация советского человека)
1993 — ГКЧП как Тетраграмматон
1993 — Джон Фаулз и трагедия русского либерализма
1993 — Икстлан — Петушки
1996 — Ultima Тулеев, или Дао выборов
1998 — Имена олигархов на карте Родины
1998 — Последняя шутка воина
2001 — Код Мира (на русском не публиковалось, в сети — перевод с немецкого, выполненный энтузиастами)
2001 — Мост, который я хотел перейти
2001 — Подземное небо (на русском не публиковалось, в сети — перевод с немецкого, выполненный энтузиастами)
2002 — Мой Мескалитовый Трип (на русском не публиковалось, в сети — перевод с английского, выполненный энтузиастами)

Стихи

1993 — Осень (стихотворение из романа «Чапаев и Пустота»)
2003 — Элегия 2
2005 — Психическая атака. Сонет

Статьи

1999 — Виктор Пелевин спрашивает PRов

Сборники

1991 — Синий фонарь
1996 — Сочинения
1998 — Жёлтая стрела
2002 — Встроенный напоминатель
2003 — Песни царства «Я»
2005 — Все повести и эссе
2005 — Все рассказы
2005 — Relics. Раннее и неизданное
2008 — П5: Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана
2010 — Ананасная вода для прекрасной дамы

Экранизации

«Generation П»
«Ничего страшного», короткометражный фильм экранизация рассказа «Синий фонарь»
Немецкий фильм «Buddha's Little Finger», экранизация романа «Чапаев и Пустота»[6]

Награды

Национальная литературная премия «Большая книга» (2007): финалист, один из трёх победителей читательского интернет-голосования (роман «Empire V»)[7]
Национальная литературная премия «Большая книга» (2010): финалист, третья премия (роман «t»)[8].

Лауреат премий

им. Ленинского комсомола за рассказ «Рамон»
«Великое Кольцо-90» за рассказ «Реконструктор»
«Золотой шар-90» за повесть «Затворник и Шестипалый»
«Великое Кольцо-91» за повесть «Принц Госплана»
Малая Букеровская премия 1992 года за сборник «Синий фонарь»
«Великое Кольцо-93» за рассказ «Бубен верхнего мира»
«Бронзовая улитка-93» за повесть «Омон Ра»
«Интерпресскон-93» за повесть «Омон Ра»
«Интерпресскон-93» за повесть «Принц Госплана»
«Странник-95» за эссе «Зомбификация»
«Странник-97» за роман «Чапаев и Пустота»
«Немецкая литературная премия имени Рихарда Шёнфельда» за роман «Generation P». 2000 г.
«Нонино-2001» в Зальцбурге как лучшему иностранному писателю
«Национальный бестселлер-2003» за роман «ДПП NN»
«Премия Аполлона Григорьева-2003» за роман «ДПП NN»
Национальная литературная премия «Большая книга» (2010; 3-я премия за «t»)

Первая значительная литературная премия составляет 3 миллиона рублей, вторая — 1,5 миллиона рублей, третья — 1 миллион рублей.
Galoshka Дата: Воскресенье, 06-05-2012, 15:03 | Сообщение # 2 |
I Love You More
Репутация:
Награды:
Сообщения:
10757
Из:
Ростов-на-Дону


Главный герой романа, Петр Пустота - комиссар, поэт-декадент и пациент психиатрической больницы живет в двух разных мирах, в двух разных эпохах. Его сознание и переживания разрываются между 1919 годом, Москвой девяностых годов и виртуальным пространством. Он не может понять до конца, что же на самом деле реальность, а что - лишь плод его разыгравшегося воображения.



Одна из фундаментальных вещей Пелевина построена вокруг одного из самых фундаментальных психологических образов, вокруг архетипа квадрицы. В одной палате психиатрической больницы лежат четверо больных. Каждый поочередно рассказывает свою историю или, точнее, не историю, а описывает свой мир. В одном из миров соответствующий персонаж вступает в алхимический брак с Западом (психический больной Просто Мария — с Шварценегером). В другом — в алхимический брак с Востоком (Сердюк — с японцем Кавибатой). Один из миров — это мир главного героя, Петра Пустоты, который вместе с Василием Ивановичем Чапаевым и с Анной воюет на Восточном фронте (центральный мир повествования). Четвертый мир (рассказчик — свихнувшийся бандит Володин) сам распадается на четыре составляющие части личности рассказчика: внутренний подсудимый, внутренний прокурор, внутренний адвокат и «тот, кто от вечного кайфа прется». Повторная четверица как бы усиливает центральную символику произведения для тех читателей, которые не поняли её из символической фигуры четырех больных в одной палате.

Архетип четверицы, несмотря на формальную простоту сюжета (сумасшедший выписывается из больницы, потому что переживает прозрение, хотя и не то, на которое рассчитывал врач, а именно: больной приходит к выводу, что этот мир иллюзорен), придает произведению глубину, многоплановость.

В тексте обильно представлена и символика, так сказать, второго ряда. Например, фрагмент: «Мы оказались на идущей в гору грунтовой дороге. С левого её края начинался пологий обрыв, а справа вставала выветрившаяся каменная стена удивительно красивого бледно-лилового оттенка», — представляет собой цепь символов, являющихся в сновидениях, которые называют великими сновидениями. Обрыв слева тут означает бессознательное человека, каменная гора справа — это сознание. Подъем символизирует сложность погружения в бессознательное (мешает сознание).

Конечно, Пелевин сам не придумывает всю философскую подоплеку своего произведения. Это же художественный текст. Явным заимствованием являются манипуляции барона Юнгерна с Петькой; они удивительно точно повторяют ритуалы Дона Хуана, учителя Карлоса Кастанеды.

В качестве параллельного сюжета повествования Пелевин намеренно берет жизнь и мысли Василия Ивановича Чапаева. Тут автор совмещает простоту затертых до дыр народной молвой анекдотических образов с философской глубиной и задушевностью бесед этих же персонажей книги. Это противопоставление подготавливает читателя к восприятию основного конфликта произведения, конфликта между реальностью и представлением о ней. Существует ли реально этот мир? Он не более реален, чем тот Василий Иванович, который живет в анекдотах.



Если Айвазовский расписывается на обломке мачты, болтающейся среди волн, то у Пелевина мы встречаем своеобразную подпись, описание стиля писательской работы. В сцене знакомства Петра Пустоты со своей медицинской картой автор по сути дела говорит не о персонаже повествования, а о себе самом, что «его мысль, «как бы вгрызаясь, углубляется в сущность того или иного явления». Благодаря такой особенности своего мышления в состоянии «анализировать каждый задаваемый вопрос, каждое слово, каждую букву, раскладывая их по косточкам».



В книге «Чапаев и Пустота» есть немало любопытных и нравоучительных мест. Мне больше всего запомнилась как бы рекомендация автора, как литератору вести себя с некоторыми критиками: «Будучи вынужден по роду своих занятий встречаться со множеством тяжелых идиотов из литературных кругов, я развил в себе способность участвовать в их беседах, не особо вдумываясь в то, о чем идет речь, но свободно жонглируя нелепыми словами…»

http://nkratkoe.ru/pelevin/chapaev_i_pustota/1
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: