Louise | Дата: Воскресенье, 30-10-2011, 18:10 | Сообщение # 1 | |
|
You Rock My World |
Репутация: |
Награды: |
Сообщения: 4214 |
Из: Москва |
|
| Барри Джеймс
Джеймс Барри (J. M. Barrie)
Страна: Великобритания Родился: 1860-05-09 Умер: 1937-06-19
Джеймс Мэтью Барри (полное имя — James Matthew Barrie, но обычно подписывался как J. M. Barrie) — британский драматург и романист, создатель образа «вечного мальчика» — Питера Пэна.
Он родился 9 мая 1860 года на окраине маленького шотландского городка Кирримьюир в семнадцати милях от города Данди. Отец его, Дэвид Барри, был простым ткачом. Мать, Маргарет Огилви, сохранившая, по обычаю многих шотландских семей тех лет, свою девичью фамилию, была женщиной одаренной. Она прекрасно пела песни родной Шотландии, помнила бесчисленные легенды и народные сказания. Она привила детям любовь к родному фольклору и воспитала в них чувство независимости.
Семейство Барри жило бедно, во многом себе отказывая, чтобы осуществить заветную мечту — дать сыновьям образование. Старший брат Александр, получив, наконец, место преподавателя в Глазго, взял на себя заботы о дальнейшем образовании Джеймса. С его помощью Джеймс окончил школу, а потом и Эдинбургский университет. По окончании университета он в 1883-1884 г.г. работал в редакции газеты «Ноттингем Джорнэл». Также он активно сотрудничал как журналист с «Edinburgh Evening Dispatch», «British Weekly» и другими изданиями. В 1885 г. Барри переехал в Лондон, где прожил до конца своих дней.
Журналистская известность пришла к Барри с публикацией серии очерков, в которых изображалась жизнь маленького шотландского городка в первой половине XIX века. В 1888 на основе этих очерков выходит его книга «Auld Licht Idylls». Название можно перевести как «Идиллии Старых Огней», но жизнь, описанная им в этой книге, была далеко не идиллической. Бедность, пуританская узость взглядов, вмешательство церкви в частную жизнь — таким изображает Барри вымышленный городок Трамз, прототипом которого послужил его родной город Кирримьюир. Трамз впоследствии стал местом действия ещё двух романов писателя.
В 90-х годах Барри публикует ряд романов — «The Little Minister», «Sentimental Tommy: The Story of his Boyhood» и его продолжение «Tommy and Grizel», биографическую книгу о своей матери «Margaret Ogilvy», забавную книгу о вреде и удовольствии от курения «Аркадия, любовь моя». В дилогии о «сентиментальном» Томми Барри создает во многом автобиографический образ писателя и журналиста, который, несмотря на все усилия, не сумел взять на себя бремя взрослой жизни. Здесь же упоминается отбившийся от родителей малыш, который очень рад, что потерялся, и боится, что его все же отыщут и заставят вырасти, его можно назвать прототипом будущего «Питера Пэна».
На фоне успеха романов Барри в это же время в США пиратским образом публикуется несколько сборников его малой прозы: «A Holiday in Bed and Other Sketches», «A Tillyloss scandal», «Two of Them» и др., в которые издатели включали произвольно отобранные рассказы, очерки и статьи, опубликованные до этого в периодике, а также фрагменты его изданных книг. Писатель крайне негативно относился к этим изданиям, они не переиздавались в Великобритании и не включались в собрания сочинений Барри, изданные в конце XIX — начале XX века.
Пьесы Барри, имевшие шумный успех у публики, являются, пожалуй, наивысшим достижением его творчества для взрослых. Веселые комедии, написанные с прекрасным знанием законов сцены, привлекают внимание блестящим диалогом, стройностью композиции и остроумием. Снобизм и претензии людей высшего общества и политиканов подвергаются осмеянию в лучших из этих комедий — «Quality Street», «Admirable Crichton», «What Every Woman Knows». Барри был также автором большого количества одноактных пьес. Некоторые из них были написаны, что называется, по случаю и ставились лишь один раз. К ним относится, в частности, пьеса из условного цикла произведений о Питере Пэне — «When Wendy Grew Up: An Afterthought». Другие были, напротив, весьма популярны. Многие из его пьес были впоследствии экранизированы. В 1894 году Барри женился на молодой актрисе Мэри Энселл, игравшей в одной из его пьес. Брак оказался неудачным и был расторгнут в 1909 году. Детей у четы Барри не было.
К началу ХХ века Барри становится видной фигурой в литературной жизни Англии. Этому немало способствуют его личные качества: он был человеком высокой порядочности и доброты. Среди его друзей — Томас Харди, Джон Голсуорси, Герберт Уэллс, Джеймс Мередит, Генри Джеймс, Джером К. Джером, Артур Конан Дойл. С последним Барри написал совместно либретто к музыкальной комедии «Jane Annie, or The Good Conduct Prize», с треском провалившейся, выдержав лишь восемь представлений. Следствием этого стал шуточный рассказ, в котором два писателя приходят к Шерлоку Холмсу с просьбой раскрыть секрет, отчего публике не нравится их постановка. На этом совместное творчество Барри и Конан Дойла закончилось, чего не скажешь об их дружбе. Они были дружны (играли в одной крикетной команде «Аллах-Акбарри», в которой Барри капитанствовал) и поддерживали друг друга до самой смерти.
Всю свою жизнь Барри восхищался путешественниками и исследователями, людьми активной и отважной жизни. Среди его друзей — известные африканские исследователи Поль дю Шайлу и Джозеф Томсон, полярник Роберт Скотт, предсмертное письмо которого, найденное на его теле полгода спустя после гибели экспедиции, было адресовано Барри. В нем капитан Скотт просил писателя позаботиться о детях и вдовах погибших вместе с ним членов экспедиции к Южному полюсу, что и было неукоснительно выполнено.
Дж. М. Барри удостоился многих почестей: в 1913 г. был произведен в баронеты, в 1922 г. награжден орденом «За заслуги»; в 1919 г. стал лорд-ректором старейшего шотландского Сент-Эндрюсского университета, в 1930 г. — почётным президентом Эдинбургского университета; с 1928 г. был президентом «Общества литераторов».
Барри умер в 1937 г. Перед смертью он передал все права и доходы от «Питера Пэна» — переизданий, пересказов, театральных и кинопостановок — детской больнице на Грейт-Ормонд-стрит в Лондоне. В 1987 г. в знак уважения к выдающемуся соотечественнику Британский Парламент пошёл на беспрецедентный шаг, установив специальным актом бессрочное действие этих авторских прав.
Фантастическое в творчестве Джеймса Мэтью Барри.
В ряде пьес Барри, таких как «Dear Brutus», «Shall We Join The Ladies?», «Мэри-Роз», содержатся фантастические, мистические мотивы. К мистике относится и «страшная» рождественская история «Farewell Miss Julie Logan: A Wintry Tale».
Однако всемирную известность и славу Джеймсу Барри принёс созданный им образ волшебного мальчика Питера Пэна.
Вершиной его творчества стала книга «Питер Пэн и Венди», вышедшая в 1911 году. (Автор и британские издатели называют её романом, в традиции российского книгоиздания её определяют как повесть.) Однако книге предшествовали два произведения, которые были как бы предварительными ее разработками. Оба они возникли из рассказов писателя мальчикам семьи Дэвис и игр, в которые он играл с ними. Джеймс Мэтью Барри познакомился с Сильвией и Артуром Дэвис ещё в 1887 году. Знакомство переросло в крепкую дружбу, которая оказала огромное влияние на творчество и саму жизнь Барри. После смерти супругов он стал опекуном их пятерых сыновей, взяв на себя все заботы по их воспитанию и образованию.
В 1902 году Барри опубликовал роман «Белая птичка». Произведение это обращено ко взрослым, однако включает в себя шесть сказочных глав, которые позже были выделены автором в самостоятельную книгу, названную им «Питер Пэн в Кенсингтонских садах» (1906). В ней рассказывается о раннем детстве Питера, о том, как и почему он убежал из дома и остался на острове посреди Круглого пруда в Кенсингтонских садах, о его дружбе и вражде с феями и эльфами, а также о его первых встречах с детьми «смертных». Ибо сам Питер — существо особого рода: «серединка на половинку» называет его старый ворон Соломон. По сути, в этой книге происходит рождение своеобразного мифа о Питере Пэне, дальнем родственнике козлоногого языческого бога Пана.
Через два года после опубликования «Белой птички» Барри написал и поставил пьесу «Питер Пэн», которая была единодушно признана лучшей пьесой для детей. Еще при жизни автора в Англии возникла театральная традиция — каждый год на Рождество в театрах детям показывают спектакли о Питере Пэне. Традиция эта жива и по сей день, распространившись на Соединенные Штаты и некоторые другие англоязычные страны. В пьесе Барри развивает историю о Мальчике, Который не Хотел Взрослеть, однако на первом месте в ней согласно законам жанра — событийная, зрелищная сторона.
Лишь в романе «Питер Пэн и Венди», окончательный замысел которого созрел к 1911 году, Барри соединил лирическое и игровое, поэзию и драму. Миф о Питере Пэне получил своё завершение. А сам роман, так же как «Приключения Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, почти сразу же после выхода в свет перешагнул заданные ему возрастные рамки, войдя в «большую» литературу. Он многократно переиздавался, переводился на другие языки. На русском языке имеется достаточно близкий к тексту перевод Н. Демуровой и сокращённый перевод-пересказ И. Токмаковой. Книга неоднократно экранизировалась. Количество разнообразных телевизионных и театральных постановок, кукольных и музыкальных представлений о Питере Пэне не поддаётся подсчёту. Наиболее известными фильмами о Питере Пэне являются мультипликационный фильм Уолта Диснея «Питер Пэн» (1953) и художественный фильм Стивена Спилберга «Капитан Крюк» (1991). О неугасающем интересе к произведениям Барри свидетельствует и большое количество книг, написанных и изданных в последние годы, героями которых стали Питер Пэн (J. E. Somma «After the Rain: A New Adventure for Peter Pan», Peter David «Tigerheart»), Венди (Karen Wallace «Wendy») , Капитан Крюк (J. V. Hart «Capt. Hook: the Adventures of a Notorious Youth») и фея Динь-Динь (Gail Carson Levine «Fairy Dust and the Quest for the Egg»).
В 1912 г. в Кенсингтонском саду Питеру Пэну поставлен памятник, позднее такой же памятник появился в Ливерпуле и в Кирримьюире — на родине писателя. Немногие из литературных героев удостаивались такой чести.
(При подготовке использована статья Н.Демуровой «Я юность, я радость...») Примечание к биографии:
Информация о произведениях-продолжениях Питера Пэна в межавторском цикле Гдетотам, или Нетинебудет, или Питер Пэн и его Нигдешная Страна
Официальный сайт: www.jmbarrie.co.uk
Барри (Barrie) Джеймс (9.5.1860, Кирримьюр, Шотландия, — 19.6.1937, Лондон), шотландский писатель, журналист. Учился в Эдинбургском университете. Литературную деятельность начал в 1885. Автор серии повестей из деревенской жизни — "Идиллия Олд Лихта" (1888); романов "Когда человек один" (1888) — из жизни журналистов, "Сентиментальный Томми" (1896) и "Томми и Гретщель" (1900) — на любовно-психологические темы; автобиографические книги "Маргарет Огилви" (1896). Позднее Б. обратился к драматургии: "Замечательный Крихтон" (1902), "Кволити стрит" (пост. 1902, изд. 1913), "Питер Пан" (1904), "Что знает каждая женщина" (1908), "Мери Роуз" (1920), "Мальчик Дэвид" (1936) и др. Драмы Б. сыграли известную роль в возрождении английского театра в начале 20 в.
Соч.: The works, v. 1—14, N. Y., 1929— 1931. http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Барри%20Джеймс/
Лит.: Asquith С., Portrait of Barrie, N. Y., 1955.
|
|