Интервью с Жюльетт Бинош:
Вы попытались сменить амплуа, сыграв не драматическую, а почти комедийную роль - в романтической комедии Jet Lag (у нас - "История любви") про роман двух пассажиров, вашей героини и героя Жана Рено, случайно встретившихся в аэропорту из-за задержки рейсов. Легко ли играть в фильме легкого жанра?
- Трудно. Я никогда не снималась в комедиях. Вдобавок романтико-комическая лав-стори - не французский, а американский жанр. Французы - люди рациональные и слегка циничные. Когда им предлагают романтическую комедию, они думают: "Ну уж я-то точно не куплюсь на такую сказочку". Следующая проблема: зритель прекрасно знает, что романтическая комедия обязана завершиться хеппи-эндом. Значит, надо играть путь к нему, изобретать интересные характеры. Нам было приятно делать картину, но эти съемки не стали самыми веселыми в моей жизни. На съемочной площадке фильма "Три цвета: синий" - уж куда как серьезного и философского - все смеялись гораздо чаще.
– У вас репутация непростой актрисы, даже дерзкой. Много говорили о ваших скандалах с Джереми Айронзом, когда вы снимались у Луи Малля в «Ущербе».
– Я после этого фильма вообще чуть не ушла из кино. Он меня буквально доконал. Сначала была история с фильмом «Любовники с Нового моста». Мы снимали его три года, кошмар! Я вложила в этот фильм всю себя, до самого дна. Деньги кончились, когда не было снято и половины, все нервничали, злились, но нас согревала уверенность, что мы снимаем лучший фильм всех времен и народов. И такой провал – и коммерческий, и художественный. Тогда я чуть не ушла из кино. Но потом меня пригласил Луи Малль. Живой классик, неужели отказываться? Но это было самое кошмарное время моей жизни. Джереми Айронз замечательный актер, образованный, начитанный, очень порядочный. Но он хотел, чтобы я играла так, как хочет он. Он хотел лезть на стену со своими страстями и хотел, чтобы я лезла за ним. А я хотела страдать молча. Это было куда эффектней. Каждую свободную минуту я уходила куда-нибудь со съемочной площадки, где меня никто не видел и не слышал, и тихо грязно ругалась. И вот после этого фильма я твердо решила: все, надо остановиться. Умирать ради кино я не собираюсь.
– Как с французской актерской школой вам удалось приспособиться к голливудским правилам?
– Мне все равно, где и на каком языке сниматься. Все зависит от того, кто рядом с тобой. Дорогу в Голливуд мне открыл продюсер Сол Заентц, пригласив в фильм «Невыносимая легкость бытия». Отчасти благодаря ему я впоследствии получила «Оскара». Это он настоял, чтобы на роль медсестры Ханны в «Английском пациенте» утвердили именно меня, хотя Энтони Мингелла и все остальные настаивали на Деми Мур. Но Сол уперся – «или Бинош, или не будет вообще ничего». Он вообще замечательный и трогательный. Во время работы над «Невыносимой легкостью…» он присутствовал на всех съемках, каждый день, от начала до конца. Кроме тех сцен, где я должна была обнажаться. Как только доходило до ню, он деликатно вставал и уходил. В мире кино это что-то невероятное, я больше таких не встречала.
– Наверное, определяющим в вашей судьбе все же был «Английский пациент»?
– Из-за «Оскара», что ли? Нет, конечно. Получать награды, конечно, безумно приятно, они в каком-то смысле становятся твоей визитной карточкой и чем-то вроде приглашения на бал. Но это совсем не главное. Вообще про «Английского пациента» мне трудно вспоминать. Съемки были невероятно тяжелыми. Но слава Богу, отношения с Ральфом Файнсом сложились отличные. Он сначала почему-то очень стеснялся своего грима, боялся, что будет мне противен в таком виде. Я все старалась его рассмешить, хотя в таком гриме ему было очень трудно смеяться. А потом, в рамках рекламной кампании фильма, мне пришлось за год дать более двухсот больших интервью. Я так вымоталась.
- Про человечность. Вам легко совмещать работу и материнство? Мне кажется, трудно: не случайно из-за рождения сына у вас был двухлетний перерыв в съемках между "Шоколадом" и Jet Lag.
- Ну, я еще потратила время на творческую мастерскую в Швейцарии - мне ведь интересно развиваться как актрисе, я люблю театр, играла на сцене в Лондоне; не поверите, но подумываю об участии в мюзикле... Что до материнства, то я искренне считаю это занятие крайне важным. Мне много дала моя мать, тоже актриса. Помню, мне было четырнадцать, когда она мне успокаивающе объяснила: не важно быть красивой, важно быть умной. Я ответила: "Что? Я разве не красивая?" (Хохочет.) И ведь это меня многому научило! Моя героиня в Jet Lag - не красотка, даже уродина, которая вдруг превращается в красавицу. Потому что красота - это не внешние данные. Это самоощущение. Это концепция: я соблазняю мужчин. Очень серьезная тема.