Шмыга Татьяна Ивановна
Из Википедии:
Татья́на Ива́новна Шмы́га (31 декабря 1928 года, Москва, РСФСР, СССР — 3 февраля 2011 года[1], Москва, Российская Федерация) — советская и российская певица (лирическое сопрано), актриса оперетты, театра и кино. Народная артистка СССР (1978).
Детство
Родилась 31 декабря 1928 года в Москве. Отец — Иван Артемьевич Шмыга (1899—1982). Мать — Зинаида Григорьевна Шмыга (1908—1975).
Семья отца Татьяны Ивановны, поляка по национальности, бежала из Польши в Россию в 1915 году от наступавших немцев. Ее дед по линии отца носил фамилию Мицкевич. Но дед рано умер, когда отцу Татьяны Ивановны было всего шесть лет, и ее бабушка вторично вышла замуж. Вот тогда, очевидно, отец Татьяны Ивановны по отчиму получил фамилию Шмыга. [2]
Детство артистки было благополучным. Родители Татьяны были интеллигентными людьми, любили театр, слушали П. К. Лещенко и Утёсова, вечерами устраивали домашние балы, где танцевали самые настоящие бальные танцы.
Тяга к карьере певицы у юной Тани проявилась не сразу — поначалу Шмыга мечтала стать юристом, однако тяга к песням и танцам взяла верх над интересом к юриспруденции — Таня начала брать уроки пения.
Карьера
В 1947 году Шмыга поступила в музыкально-театральное училище им. Глазунова, где проучилась четыре года. В 1953 году с красным дипломом окончила ГИТИС им. А. В. Луначарского по классам пения у Д. Б. Белявской и актёрского мастерства у И. М. Туманова. Сразу же после окончания института её приняли в труппу Московского театра оперетты. Первой её ролью была Виолетта в «Фиалке Монмартра», с первой же роли талант певицы был замечен. Одного её имени на афише хватало, чтобы заполнить зал. Успех был ошеломляющий, однако мнение, что Шмыге легко досталась слава — ошибочное. Признания певица достигла длительным и усердным трудом. Кроме того, её неподдельная любовь к зрителю, а также искренность получала заслуженную отдачу.
После Виолетты — её первой роли — почитатели оперетты познакомились с её Аделью в «Летучей мыши», Валентиной в «Весёлой вдове» и Анжелью в «Графе Люксембурге». В 1969 году Шмыга выступила в новой постановке «Фиалки…», но уже в роли «звезды Монмартра», примадонны Нинон. Знаменитая «Карамболина» на долгие годы стала визитной карточкой актрисы.
В феврале 1965 года в театре прошла первая премьера мюзикла «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу по пьесе Б. Шоу «Пигмалион», где она сыграла роль Элизы Дулитл.
В 1962 году Татьяна Шмыга впервые снялась в кино. Татьяна сыграла эпизодическую, но запоминающуюся роль французской актрисы Луизы Жермон, приехавшей в Россию на гастроли и застрявшей «в снегах», в гуще войны. Но её, прирождённую театралку, привлекала не известность киноактрисы, а процесс творческого общения с талантливыми актёрами и интересным режиссёром Э. А. Рязановым в его фильме «Гусарская баллада».
Лучшие роли в Московском театре оперетты (часто — первая исполнительница) были связаны с произведениями советских авторов: Тоня («Белая акация» И. О. Дунаевского), Чанита, Глория и Марфа («Поцелуй Чаниты», «Цирк зажигает огни» и «Девичий переполох» Ю. С. Милютина), Любаша («Севастопольский вальс» К. Я. Листова), Галя («Конкурс красоты» А. П. Долуханяна), Роксана («Неистовый гасконец» К. А. Караева), Зюка («Пусть гитара играет» О. Б. Фельцмана), Любовь Яровая («Товарищ Любовь» В. Г. Ильина), Самарина («Господа артисты» М. П. Зива), Диана, Джулия Ламберт, Катрин, Джейн («Эспаньола», «Джулия Ламберт», «Катрин», «Джейн» — все А. Кремера). Также исполняла некоторые главные роли в опереттах западно-европейских композиторов: помимо упомянутых, Герцогиня Герольштейнская («Великая герцогиня Герольштейнская» Ж. Оффенбаха).
На протяжении всего творческого пути актрисы наряду с работой в театре проходила ее концертная и гастрольная деятельность. В репертуаре Татьяны Шмыги были партии Мариетты («Баядера» И. Кальмана), Сильвы («Сильва» И. Кальмана), Ганны Главари («Веселая вдова» Ф. Легара), Долли Галахер («Хелло, Долли»), Николь («Кварталы Парижа» Минха) и другие.
В 2001 году в издательстве Вагриус в серии «Мой 20 век» вышла книга воспоминаний Татьяны Шмыги «Счастье мне улыбалось».
Семья
Первый муж: Рудольф Борецкий (род. 1930) — профессор кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ; доктор филологических наук. Один из создателей научно-популярного, информационного и молодёжного телевидения («Теленовости», программы «Знание», «В эфире — молодость» и др.).
Второй муж: Владимир Канделаки (1908—1994) — известный советский певец (бас-баритон) и режиссёр, солист Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (1929—1994). Также выступал и ставил спектакли в московском Театре оперетты, впоследствии его главный режиссёр (1954—1964). Вместе они прожили 20 лет, как сообщила Татьяна Шмыга в передаче Бермана и Жандарева «На ночь глядя» 21 августа 2007 года.
Последний супруг (вдовец): Анатолий Кремер (род. 1933) — композитор, работал главным дирижёром в Театре сатиры. Автор музыки к многочисленным спектаклям и фильмам. Музыкальные комедии «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал», «Катрин», «Джулия Ламберт» и «Джейн» были написаны специально для Т. И. Шмыги, некоторые с успехом шли в театре «Московская оперетта». Они были вместе более 30 лет.
Последние годы
Последние годы жизни актриса страдала от болей в ногах, но до осени 2009 года выходила на сцену Театра оперетты в спектаклях «Джейн» и «Катрин».
В апреле 2010 года, когда боли стали невыносимыми, Татьяна Ивановна обратилась к врачам и была госпитализирована в Боткинскую больницу, где у нее диагностировали серьезные проблемы с сосудами (плохую проходимость, тромбоз). Медикаментозное лечение, серия хирургических операций (включая шунтирование сосудов) не дали ожидаемого эффекта. Осенью 2010 года врачи вынуждены были ампутировать ей ногу. Несмотря на предпринятые усилия, последние недели жизни актриса провела в больнице в крайне тяжелом состоянии, осложненном ишемической болезнью сердца и заболеванием крови.[3][4][5].
3 февраля 2011 года, в реанимационном отделении Боткинской больницы, на 83-м году жизни, Татьяна Ивановна Шмыга скончалась.
Прощание с Татьяной Шмыгой состоялось 7 февраля в Московском театре оперетты, после отпевания она была похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
Общественная позиция
Никогда не состояла в КПСС и не принимала значительного участия в общественной деятельности в советское время. Однако в последние годы жизни Шмыга активно проявляла свою гражданскую позицию. В 2008 года подписала открытое письмо с требованием немедленного освобождения С. П. Бахминой, а в 2010 году — открытое письмо с требованием объективного расследования ДТП на Ленинском проспекте с участием автомобилия вице-президента «ЛУКОЙЛа».
Награды и премии
заслуженная артистка РСФСР (1961)
народная артистка РСФСР (1969)
народная артистка СССР (24.1.1978), единственная в СССР актриса оперетты, удостоенная этого звания
Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1974) — за исполнение ролей Веры, Марфы и Нинон в опереттах «Нет меня счастливей» А. Я. Эшпая, «Девичий переполох» Ю. С. Милютина и «Фиалка Монмартра» И. Кальмана
орден «Знак Почёта»
орден Трудового Красного Знамени
орден «За заслуги перед Отечеством» III степени
орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени
Сочетание изумительного, неповторимого голоса, подобного прозрачному, струящемуся ручейку, неземного обаяния, удивительной пластичности и танцевальности создаёт творческий феномен Татьяны Шмыги, а превосходный дар не только комедийной, но и драматической актрисы позволяет ей исполнять противоположные по характеру роли и вокальные партии. А её манера исполнения — грация, женственность и лёгкое кокетство сделали её неподражаемой.
Сегодня имя Татьяны Шмыги известно как в России, так и во многих других странах мира, таких как Украина, Казахстан, Грузия, Узбекистан, Болгария, Чехия, Словакия, Бразилия, США и др.
Роли в театре
Государственный академический театр «Московская оперетта»
1954 — Фиалка Монмартра (И. Кальман) — Виолетта
1955 — Белая Акация (И. О. Дунаевский) — Тоня Чумакова
1956 — Поцелуй Чаниты (Ю. С. Милютин) — Чана
1957 — Бал в Савойе (П. Абрахам) — Дэзи
1958 — Москва — Черемушки (Д. Д. Шостакович) — Лидочка
1959 — Простая девушка (А. И. Хачатурян) — Оля
1960 — Цирк зажигает огни (Ю. С. Милютин) — Глория Розетти
1960 — Граф Люксембург (Ф. Легар) — Анжель
1961 — Севастопольский вальс (К. Я. Листов) — Любаша Толмачева
1962 — Летучая мышь (И. Штраус) — Адель
1963 — Куба, любовь моя (Р. С. Гаджиев) — Делия
1964 — Моя прекрасная леди (Ф. Лоу) — Элиза Дулитл
1965 — Вестсайдская история (Л. Бернстайн) — Мария
1966 — Девушка с голубыми глазами (В. И. Мурадели) — Мэри Ив
1966 — Настоящий мужчина (М. П. Зив) — Галя
1967 — Конкурс красоты (А. П. Долуханян) — Галя Смирнова
1967 — Белая ночь (Т. Н. Хренников) — Дарья Ланская
1969 — Фиалка Монмартра (И. Кальман) — Нинон
1970 — Нет меня счастливей (А. Я. Эшпай) — Вера
1971 — Девичий переполох (Ю. С. Милютин) — Марфа
1976 — Пусть играет гитара (О. Б. Фельцман) — Зоя-Зюка
1977 — Товарищ Любовь (В. Г. Ильин) — Любовь Яровая
1977 — Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал (А. Л. Кремер) — Диана-актриса
1978 — Неистовый гасконец (К. А. Караев) — Роксана
1981 — Господа артисты (М. П. Зив) — Сашенька
1985 — Катрин (А. Кремер) — Катрин
1987 — Великая герцогиня Герольштейнская (Ж. Оффенбах) — Герцогиня Герольштейнская
1991 — Джулия Ламберт (А. Л. Кремер) — Джулия Ламберт
1999 — Джейн (А. Л. Кремер) — Джейн
2001 — Большой Канкан (музыка отечественных и зарубежных композиторов) — романс Жермон из кинофильма «Гусарская баллада» и дуэт «Помнишь ли ты» из оперетты «Сильва» с Г. В. Васильевым
Московский театр имени М. Н. Ермоловой
2005 — Перекресток (Л. Г. Зорин) — Гелена
Фильмография
1959 — Композитор Имре Кальман (фильм-спектакль)
1962 — Гусарская баллада — Луиза Жермон
1962 — Композитор Исаак Дунаевский (фильм-спектакль) — Пепита, Тося
1963 — Мелодии Дунаевского (документальный)
1965 — В первый час (Запись Голубого Огонька)
1967 — Белая ночь (фильм-спектакль) — Дарья Ланская
1969 — Похищение (на кассете под названием «Новогоднее похищение»)
1970 — Эксперимент — Лидия Николаевна — главная роль
1974 — Бенефис Савелия Крамарова (фильм-спектакль)
1975 — Девичий переполох (фильм-спектакль) — Марфа
1975 — Граф Люксембург (фильм-спектакль) — Анжель Дидье
1977 — Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал… (фильм-спектакль) — Диана-актриса
1983 — Кое-что из губернской жизни (другое название фильма — «Где-то в губернском саду») — примадонна
1987 — Новый год в нашем доме (фильм-концерт с музыкальными номерами из спектаклей Московского театра оперетты)
1987 — Катрин (фильм-спектакль) — Катрин
1997 — Звёздная ночь в Камергерском — прима оперетты
Озвучивание
1960 — Привидения в замке Шпессарт | Spukschloß im Spessart, Das (ФРГ) — Шарлотта
История жизни http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=918
Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии
Родилась 31 декабря 1928 года в г. Москве. Отец - Шмыга Иван Артемьевич (1899-1982). Мать - Шмыга Зинаида Григорьевна (1908-1995). Супруг - Кремер Анатолий Львович (1933г.рожд.), композитор, дирижер, работает главным дирижером в Театре сатиры.
"Нет уменя никакой биографии, - сказала однажды назойливому журналисту Татьяна Ивановна. - Родилась, училась, теперь работаю". И, подумав, добавила: "В ролях вся моя биография...". Редко в театральном мире встречается человек столь скромный, придающий так мало значения всему, что не относится впрямую к искусству. В ролях Шмыги не только биография самой актрисы - в них почти полувековая биография советской и российской оперетты, сложная и плодотворная эволюция жанра, преображенного не без участия ее благородного и содержательного творчества.
Детство Тани было благополучным. Ее родители были образованными и воспитанными людьми, хотя к искусству прямого отношения не имели. Отец - инженер-металлист, много лет работал заместителем директора крупного завода, а мама была для дочери просто мамой, красавицей и умницей. Родители очень любили друг друга. А еще они любили театр, слушали Лещенко и Утесова, танцевали настоящие бальные танцы и даже брали за них призы.
Сначала она хотела быть юристом, но увлечение в школе песнями и танцами переросло в серьезную привязанность к музыке, и Таня начала брать частные уроки пения. "Я в детстве была очень серьезной и молчаливой, - вспоминала Т. Шмыга. - Хотела стать камерной певицей и даже поступила стажером в училище при Московской консерватории". Потом ее пригласили солисткой в хор при Министерстве кинематографии. Первое ее выступление, по сути, "боевое крещение", состоялось в кинотеатре перед началом сеанса.
В 1947 году Татьяна поступила в музыкальное театральное училище имени Глазунова, где проучилась четыре года. Затем была учеба в ГИТИСе имени А.В.Луначарского, где она успешно занималась вокалом в классе Д.Б. Белявской и овладевала секретами актерского мастерства у педагога И.Туманова и С.Штейна. В 1953 году Т.Шмыга закончила факультет музыкальной комедии ГИТИСа и получила специальность "артистка музыкального театра". Сразу по окончании вуза она была принята в труппу Московского театра оперетты и замечена с первой же роли - Виолетты в "Фиалке Монмартра" в постановке Г.М.Ярона. Ныне имя Татьяны Шмыги известно не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Но в ту пору, в начале артистической карьеры, впереди был огромный упорный труд. И только он мог проторить ей путь к славе.
Первые шаги в театре стали для нее как бы аспирантурой после студенческих лет. Татьяне повезло в том, что она попала в коллектив людей, преданных искусству оперетты, влюбленных в него. Главным режиссером театра был тогда И.Туманов, дирижером - Г.Столяров, балетмейстером - Г.Шаховская, главный художник - Г.Л.Кигель, художником по костюмам - Р.Вайнсберг. Великолепные мастера жанра оперетты Т.Бах, К.Новикова, Р.Лазарева, Т.Санина, В.Вольская, В.Володин, С.Аникеев, М.Качалов, Н.Рубан, В.Шишкин, Г.Ярон очень тепло встретили молодую выпускницу ГИТИСа, а она, в свою очередь, встретила великолепного наставника, артиста В.А.Канделаки, который год спустя стал главным режиссером Театра оперетты. Он был вторым мужем Татьяны Ивановны. Они прожили вместе 20 лет.
К.С.Станиславский говорил, что оперетта, водевиль - это хорошая школа для артистов. На них можно учиться драматическому искусству, вырабатывать артистическую технику. Во время VI московского международного фестиваля молодежи и студентов театр оперетты принял к постановке новую оперетту Ю.Милютина "Поцелуй Чаниты". Главную роль поручили молодой актрисе Татьяне Шмыге. После "Поцелуя Чаниты" роли Шмыги шли параллельно по нескольким линиям и слились воедино в работе, которую долгое время считали у нее лучшей - роли Глории Розетти в оперетте Ю.Милютина "Цирк зажигает огни".
Очень скоро Т.Шмыга стала ведущей солисткой театра. Одного ее имени на афише очередного спектакля было достаточно, чтобы заполнить зал. После Виолетты - ее первой роли - почитатели оперетты познакомились с ее Аделью в "Летучей мыши", Валентиной в "Веселой вдове", Анжелью в "Графе Люксембурге". В 1969г. Шмыга выступила в новой постановке "Фиалки...", но уже в роли "звезды Монмартра", примадонны Нинон. Успех был потрясающий, а знаменитая "Карамболина" на долгие годы стала визитной карточкой актрисы.
В 1961г. Татьяна Шмыга стала Заслуженной артисткой РСФСР. Вскоре при участии нового главного режиссера театра Г.Л.Ансимова Т.И.Шмыга находит себя на новом направлении. В ее репертуар входит жанр мюзикла. В феврале 1965г. в театре прошла первая премьера мюзикла "Моя прекрасная леди" Ф.Лоу по пьесе Б.Шоу "Пигмалион", где она сыграла роль Э.Дулитл.
В 1962г. Татьяна Шмыга впервые снялась в кино. Ее, человека, преданного театру, привлекла возможность творческого общения с талантливыми актерами и с интересным.
Биография
Артист оперетты должен быть универсалом. Уж таковы законы жанра в нем на равных правах сочетаются пение, танец и драматическая игра. И отсутствие одного из этих качеств ни в какой мере не компенсируется наличием другого. Наверное, поэтому истинные звезды на горизонте оперетты загораются чрезвычайно редко.
Татьяна Шмыга — обладательница своеобразного, можно сказать синтетического, таланта. Искренность, глубокая душевность, проникновенный лиризм в сочетании с энергией и обаянием сразу привлекли внимание к певице.
Татьяна Шмыга родилась 31 декабря 1928 года в Москве. «Мои родители были очень добрые и порядочные люди, — вспоминает артистка. — И я знаю с детства, что ни мама, ни отец никогда бы не смогли не только мстить человеку, но даже обидеть его».
После окончания школы Татьяна пошла учиться в Государственный институт театрального искусства. Одинаково успешно шли ее занятия в вокальном классе Д.Б. Белявской; гордился своей студенткой и И.М. Туманов, под руководством которого она овладевала секретами актерского мастерства. Все это не оставляло сомнений в выборе творческого будущего.
«...На четвертом курсе у меня был срыв — пропал голос, — говорит артистка. — Я думала, что уже никогда не смогу петь. Я даже хотела уйти из института. Мне помогли мои чудесные педагоги — они заставили меня поверить в свои силы, вновь обрести свой голос».
После окончания института Татьяна в том же, 1953 году дебютировала на сцене Московского театра оперетты. Начала она здесь с роли Виолетты в «Фиалке Монмартра» Кальмана. В одной из статей о Шмыге справедливо говорится, что эта роль «как бы предопределила тему актрисы, ее особый интерес к судьбам простых, скромных, внешне ничем не примечательных молодых девушек, в ходе событий чудодейственно преображающихся и являющих особую нравственную стойкость, мужество души».
Шмыга нашла в театре и великолепного наставника, и мужа. Единым в двух лицах оказался Владимир Аркадьевич Канделаки, возглавлявший тогда Московский театр оперетты. Сам склад его артистического дарования близок художественным устремлениям молодой актрисы. Канделаки верно почувствовал и сумел раскрыть синтетические способности, с которыми Шмыга пришла в театр.
«Могу сказать, что те десять лет, когда мой муж был главным режиссером, были для меня самыми трудными, — вспоминает Шмыга. — Мне все было нельзя. Нельзя было болеть, нельзя было отказываться от роли, нельзя было выбирать, и именно потому, что я — жена главного режиссера. Я играла все подряд, независимо от того, нравилось мне это или не нравилось. В то время когда актрисы играли кто Принцессу цирка, кто Веселую вдову, кто Марицу и Сильву, я переиграла все роли в «советских опереттах». И даже когда предложенный материал мне не нравился, я все равно начинала репетировать, потому что Канделаки мне говорил «Нет, ты будешь это играть». И я играла.
Не хочу, чтобы создалось впечатление, что Владимир Аркадьевич такой деспот, держал свою жену в черном теле... Ведь то время было для меня самым интересным. Именно при Канделаки я сыграла Виолетту в «Фиалке Монмартра», Чаниту, Глорию Розетти в спектакле «Цирк зажигает огни».
Это были замечательные роли, интересные спектакли. Я ему очень благодарна за то, что он поверил в мои силы, дал мне возможность раскрыться».
Как и говорила Шмыга, в центре ее репертуара, творческих интересов всегда оставалась советская оперетта. Практически все лучшие произведения этого жанра прошли за последнее время с ее участием «Белая акация» И. Дунаевского, «Москва, Черемушки» Д. Шостаковича, «Весна поет» Д. Кабалевского, «Поцелуй Чаниты», «Цирк зажигает огни», «Девичий переполох» Ю. Милютина, «Севастопольский вальс» К. Листова, «Девушка с голубыми глазами» В. Мурадели, «Конкурс красоты» А. Долуханяна, «Белая ночь» Т. Хренникова, «Пусть гитара играет» О. Фельцмана, «Товарищ Любовь» В. Иванова, «Неистовый гасконец» К. Караева. Вот такой внушительный список. Совершенно разные характеры, и для каждого Шмыга находит убедительные краски, порой преодолевая условность и рыхлость драматургического материала.
В роли Глории Розетти певица поднялась до вершин мастерства, создав своего рода эталон исполнительского искусства. То была одна из последних работ Канделаки.
Е.И. Фалькович пишет
«...Когда в центре этой системы оказывалась Татьяна Шмыга с ее лирическим очарованием, безукоризненным вкусом, броскость манеры Канделаки уравновешивалась, ей придавалась содержательность, густое масло его письма оттенялось нежной акварелью игры Шмыги.
Так было и в «Цирке». С Глорией Розетти — Шмыгой входила в спектакль тема мечты о счастье, тема душевной нежности, прелестной женственности, единства внешней и внутренней красоты. Шмыга облагораживала шумный спектакль, придавала ему мягкий оттенок, подчеркивала его лирическую линию. Кроме того, профессионализм ее к этому времени достиг такого высокого уровня, что ее исполнительское искусство стало образцом для партнеров.
Жизнь юной Глории была тяжела — Шмыга с горечью рассказывает о судьбе маленькой девочки из парижского предместья, оставшейся сиротой и удочеренной итальянцем, владельцем цирка, грубым и недалеким Розетти.
Оказывается, Глория — француженка. Она — как старшая сестра девочки с Монмартра. Нежный облик ее, мягкий, чуть грустный свет глаз вызывают в памяти тип женщин, о котором пели поэты, который вдохновлял художников, — женщин Мане, Ренуара и Модильяни. Этот тип женщины, нежной и милой, с душой, исполненной скрытых волнений, создает Шмыга в своем искусстве.
Вторая часть дуэта — «Ты в жизнь мою ворвалась, словно ветер...» — порыв к откровенности, состязание двух темпераментов, победа в мягком, успокоенном лирическом уединении.
И вдруг, казалось бы, совершенно неожиданный «пассаж» — знаменитая песенка «Двенадцать музыкантов», ставшая позже одним из лучших концертных номеров Шмыги. Яркая, веселая, в ритме быстрого фокстрота с кружащим припевом — «ля-ля-ля-ля» — непритязательная песенка о двенадцати непризнанных талантах, влюбившихся в красотку и певших ей свои серенады, ну а она, как водится, любила совсем другого, бедного продавца нот, «ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля...».
...Стремительный выход по нисходящей в центр диагональной площадки, острая и женственная пластика танца, сопровождающего песенку, подчеркнуто эстрадный костюм, веселая увлеченность историей прелестной маленькой хитрюги, отдача себя пленяющему ритму...
...В «Двенадцати музыкантах» Шмыга достигла образцовой эстрадности исполнения номера, незамысловатое содержание отлито в безукоризненную виртуозную форму. И хотя ее Глория танцует не канкан, а что-то типа сложного сценического фокстрота, вспоминаешь и французское происхождение героини, и Оффенбаха.
Со всем тем в ее исполнении присутствует некий новый знак времени — порция легкой иронии над бурным излиянием чувств, иронии, оттеняющей эти открытые чувства.
Позже этой ироничности суждено будет развиться в защитную маску от пошлости житейской суеты. Этим Шмыга снова обнаружит свою духовную близость с искусством серьезным. А пока — легкий флер иронии убеждает в том, что нет, не все отдано в блистательный номер, — смешно думать, что душа, жаждущая жить глубоко и полно, способна удовлетвориться прелестной песенкой. Это мило, весело, забавно, необычайно красиво, но за этим не забыты и другие силы и другое назначение».
В 1962 году Шмыга впервые снялась в кино. В рязановской «Гусарской балладе» Татьяна сыграла эпизодическую, но запоминающуюся роль французской актрисы Жермон, приехавшей в Россию на гастроли и застрявшей «в снегах», в гуще войны. Шмыга сыграла милую, очаровательную и кокетливую женщину. Но эти глаза, это нежное лицо в минуты уединения не прячут грусть знания, печаль одиночества.
В песне Жермон «Все пью я и пью я, уж пьяною стала...» легко замечаешь за кажущимся весельем дрожь и печаль в голосе. В небольшой роли Шмыга создала изящный психологический этюд. Этот опыт актриса использовала в последующих театральных ролях.
«Ее игра отмечена безукоризненным чувством жанра и глубокой душевной наполненностью, — отмечает Е.И. Фалькович. — Бесспорная заслуга актрисы состоит в том, что своим искусством она привносит в оперетту глубину содержания, значительные жизненные проблемы, поднимая этот жанр до уровня самых серьезных.
В каждой новой роли Шмыга находит свежие средства музыкальной выразительности, поражает разнообразием тонких жизненных наблюдений и обобщений. Судьба Мэри Ив из оперетты «Девушка с голубыми глазами» В.И. Мурадели драматична, но рассказана языком романтической оперетты; Галка из спектакля «Настоящий мужчина» М.П. Зива привлекает очарованием внешне хрупкой, но энергичной юности; Дарья Ланская («Белая ночь» Т.Н. Хренникова) обнаруживает черты подлинного драматизма. И, наконец, Галя Смирнова из оперетты «Конкурс красоты» А.П. Долуханяна подытоживает новый период исканий и открытий актрисы, воплощающей в своей героине идеал советского человека, его духовную красоту, богатство чувств и мыслей. В этой роли Т. Шмыга убеждает не только блестящим профессионализмом, но и своей благородной этической, гражданской позицией.
Значительны творческие достижения Татьяны Шмыги и в области классической оперетты. Поэтичная Виолетта в «Фиалке Монмартра» И. Кальмана, бойкая, энергичная Адель в «Летучей мыши» И. Штрауса, очаровательная Анжель Дидье в «Графе Люксембурге» Ф. Легара, блистательная Нинон в победном сценическом варианте «Фиалки Монмартра», Элиза Дулитл в «Моей прекрасной леди» Ф. Лоу — этот список, безусловно, будет продолжен новыми работами актрисы».
В 90 е годы Шмыга исполняла главные роли в спектаклях «Катрин» и «Джулия Ламберт». Обе оперетты были написаны специально для нее. «Театр — мой дом, — поет Джулия. И слушатель понимает, что Джулию и исполнительницу этой роли Шмыгу объединяет одно — они не мыслят своей жизни без театра. Оба спектакля — гимн актрисе, гимн женщине, гимн женской красоте и таланту.
«Я всю жизнь работала. Многие годы каждый день, с десяти утра репетиции, почти каждый вечер — спектакли... Сейчас я имею такую возможность — выбирать. Играю Катрин и Джулию и другие роли играть не хочу. Но это такие спектакли, за которые мне не стыдно», — говорит Шмыга. http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=918&op=bio